Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ) и Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ), направленных, как следует из пояснительной записки, на упрощение условий приобретения статуса резидента соответствующих территорий и совершенствование порядка управления ими.
Положениями пунктов 2 и 4 статьи 2 проекта предлагается исключить возможность создания общественного совета свободного порта Владивосток, а также исключить из обязанностей наблюдательного совета необходимость обеспечения принятия мер, направленных на соблюдение баланса интересов предпринимателей и проживающих на территории свободного порта Владивосток граждан, и размещения его решений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (см. пункт 1 части 2, часть 10 проектируемой редакции статьи 7 и предлагаемое проектом признание утратившей силу статьи 9 Закона N 212-ФЗ). Полагаем, что указанные изменения следует соотнести с такими целями создания свободного порта Владивосток, как обеспечение взаимодействия органов публичной власти, общественности, предпринимателей и инвесторов, а также повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока (часть 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ).
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации", с положениями которого следует синхронизировать проектируемую редакцию статьи 25 Закона N 473-ФЗ и статьи 23 Закона N 212-ФЗ в части особенностей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на соответствующих территориях (пункт 9 статьи 1 и пункта 7 статьи 2 проекта).
Отдельные положения проекта требуют редакционной доработки.
Так, проектируемой редакцией статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусматривается создание наблюдательных советов в каждом субъекте Российской Федерации, территории муниципальных образований которого входят в состав территории свободного порта Владивосток, при этом понятие "наблюдательный совет" используется как во множественном, так и в единственном числе (см., например, пункт 4 части 2 статьи 8 Закона N 212-ФЗ в действующей редакции, пункт 6 части 2 статьи 6 и пункт 3.2 части 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ в редакции проекта).
В пункте 5 части 2 проектируемой редакции статьи 2 Закона N 212-ФЗ идет речь о повышении привлекательности "особого правового режима" свободного порта Владивосток, в то время как это понятие не используется в иных положениях Закона N 212-ФЗ.
В проектируемой части 5.1 статьи 25 Закона N 473-ФЗ и проектируемой части 6.1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ понятие "оборудование" используется в двух значениях (как объекты инфраструктуры и как процесс оснащения пространства такими объектами), что представляется некорректным. При этом отмечаем, что с учетом предлагаемого изменения понятия участка, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, к нему стали неприменимы термины "обустройство и оборудование", поскольку в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза данные термины применяются лишь в отношении сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов (см. статьи 411, 416, 425 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Формулировку "заинтересованный уполномоченный федеральный орган" (проектируемая часть 7.2 статьи 3 Закона N 473-ФЗ) следует заменить словами "уполномоченный федеральный орган", поскольку статьей 7 Закона N 473-ФЗ не предусмотрены иные уполномоченные федеральные органы в этой сфере деятельности (см. также часть 3 статьи 3 Закона N 473-ФЗ, устанавливающую аналогичный порядок создания территории опережающего социально-экономического развития), а формулировку "могут заключаться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи" (проектируемая часть 6.1 статьи 3 Закона N 473-ФЗ) - словами "может быть заключено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" (см. статью 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Указание на такую цель утверждения документации по планировке территории опережающего социально-экономического развития, как обеспечение устойчивого развития такой территории, содержащееся в проектируемой редакции пункта 3 статьи 7 Закона N 473-ФЗ и дублирующее норму части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляется излишним и подлежит исключению.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 24 листах.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.