Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (в части совершенствования правового регулирования вопросов создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрел проект закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 473-ФЗ) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон 212-ФЗ), направленные на совершенствование правового регулирования создания и функционирования таких территорий с целью обеспечения благоприятных условий для инвестиционной привлекательности Дальневосточного Востока.
Одним из значимых положений законопроекта является установление Правительством Российской Федерации в рамках решения о создании территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) перечня запрещенных для резидентов ТОСЭР видов экономической деятельности (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта). В соответствии с действующей редакцией Федерального закона 473-ФЗ Правительством Российской Федерации с учетом особенностей каждой ТОСЭР устанавливается перечень разрешенных видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Такой подход зачастую ограничивает возможность реализации инвестиционных проектов потенциальными инвесторами, готовыми инвестировать в проекты при осуществлении видов экономической деятельности, которые не включены в указанный перечень. При этом внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР в части расширения видов экономической деятельности требует продолжительных процедурных согласований. По мнению Комитета, предлагаемая законопроектом возможность осуществления резидентами ТОСЭР разрешенных на территории Российской Федерации видов экономической деятельности в рамках особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности, за исключением видов экономической деятельности, запрещенных Правительством Российской Федерации, позволит обеспечить на ТОСЭР привлекательность инвестиционной среды и повысить предпринимательскую активность.
Законопроектом предусматривается возможность по решению Правительства Российской Федерации объединения двух или более ТОСЭР, созданных на территории одного субъекта Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Согласно пояснительной записке указанные положения предлагаются в целях оптимизации затрат на осуществление полномочий уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией и упрощения администрирования. Указанная возможность позволит рационализировать использование земельных участков, а также повысить эффективность ТОСЭР. Законопроектом также регламентируется, что при укрупнении созданных ТОСЭР путем объединения их границ за всеми резидентами сохраняются права, предоставленные им в момент получения статуса резидента. Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость корректировки проектируемого пункта 7.1 статьи 3 Федерального закона 473-ФЗ путем исключения положения, определяющего считать ТОСЭР "созданной в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в том числе в случае, если среди объединяемых территорий опережающего социально-экономического развития имеется (имеются) территория (территории) опережающего социально-экономического развития, созданная (созданные) в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона" (ТОСЭР, созданные на территориях моногородов). Следует отметить, что ТОСЭР, созданные на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые расположены на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, решением Правительства Российской Федерации уже преобразованы в "дальневосточные ТОСЭР" (в соответствии со статьей 3 Федерального закона 473-ФЗ). Также следует учитывать о законодательном закреплении норм, регламентирующих создание таких территорий исключительно в рамках положений статьи 3 Федерального закона 473-ФЗ.
С учетом анализа правоприменительной практики положений статьи 7 Федерального закона N 473-ФЗ законопроектом предлагается внести уточнения в перечень полномочий уполномоченного федерального органа по вопросам, касающимся выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, утверждения документации по планировке ТОСЭР, предоставления земельных участков, принятия решения о резервировании земель, изъятия земельных участков, установления сервитутов. Предусматривается, что указанные полномочия будут осуществляться исключительно в целях обеспечения осуществление деятельности резидентов ТОСЭР. Это позволит обеспечить правовую определенность в разграничении полномочий в области земельных отношений между уполномоченным федеральным органом и иными органами государственной власти.
Дополнение перечня функций управляющей компании, предусмотренного Федеральным законом 473-ФЗ и Федеральным законом 212-ФЗ, вопросами осуществления мероприятий, направленных на повышение привлекательности режимов ТОСЭР и свободного порта Владивосток (организация выставок, ярмарок и конгрессов, изготовление, распространение рекламных материалов и т.д.), и обеспечения разработки перспективных планов развития территорий обусловлено тем, что указанные функции фактически осуществляются управляющей компанией, но не закреплены законодательно. Управляющая компания обладает наиболее полной информацией об управляемых ею ТОСЭР и территориями свободного порта Владивосток, что дает возможность своевременно информировать участников предпринимательской деятельности о преимуществах указанных преференциальных режимах, тем самым обеспечив создание условий для возможности реализации новых инвестиционных проектов.
Перечень функций управляющей компании также дополняется функцией контроля за выполнением резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток соглашений об осуществлении деятельности. Одновременно с этим исключается полномочие уполномоченного федерального органа по осуществлению такого контроля. Данные положения, по мнению Комитета, позволят снизить административную нагрузку на резидентов, поскольку в настоящее время в соответствии с совокупностью действующих положений Федерального закона 473-ФЗ и Федерального закона 212-ФЗ резидентам необходимо отчитываться о выполнении соглашения об осуществлении деятельности как в уполномоченный федеральный орган (Минвостокразвития России), так и управляющую компанию (УК "КРДВ"). В то же время необходимо иметь в виду, что соглашение об осуществлении деятельности заключается между будущим резидентом и управляющей компанией, а не с уполномоченным федеральным органом. В развитие данных проектируемых положений законопроектом закрепляется в перечне случаев существенных нарушений резидентом ТОСЭР условий соглашения об осуществлении деятельности факт непредставления управляющей компании информации о ходе реализации инвестиционного проекта.
В части касающихся изменений Федерального закона 473-ФЗ, законопроектом также предусматриваются иные положения, в том числе направленные на совершенствование регулирования земельных отношений и осуществление градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры ТОСЭР.
Новеллой законопроекта в части внесения изменений в Федеральный закон 212-ФЗ является реформирование института наблюдательного совета свободного порта Владивосток. В частности, законопроектом предусматривается создание наблюдательного совета на территории каждого субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований которого входят в состав свободного порта Владивосток. Предлагается новая структура и организация работы наблюдательного совета в системе управления свободным портом Владивосток. Так, в соответствии с проектируемой статьей 7 Федерального закона 212-ФЗ председателем наблюдательного совета является руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заместителем председателя наблюдательного совета - представитель уполномоченного федерального органа, секретарь наблюдательного совета - представитель управляющей компании. Совокупность проектируемых положений Федерального закона 212-ФЗ в части осуществления деятельности наблюдательного совета обусловлена необходимостью участвовать в принятии решений о развитии территорий свободного порта Владивосток лиц, заинтересованных в повышении инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития конкретных муниципальных образований, а также существенно ускорить процесс принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции наблюдательного совета.
Вместе с тем в рамках регулирования вопросов управления свободным портом Владивосток, Комитет обращает внимание на устранение законопроектом института общественного совета свободного порта Владивосток. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, перечень функций наблюдательного совета позволяет обсуждать необходимые проблемы функционирования свободного порта Владивосток, а наличие еще одного органа (общественного совета) представляется избыточным. Однако следует иметь в виду, что предлагаемые законопроектом изменения обеспечивают участие представителей территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей в деятельности наблюдательного совета только в решении вопроса об определении максимальной доли иностранных работников, привлекаемых резидентами свободного порта Владивосток. Представляется, что при принятии наблюдательным советом иных решений, особенно касающихся в части реализации инвестиционной деятельности, необходимо предусмотреть механизм, позволяющий учитывать, в том числе позицию иных организаций, включая бизнес-сообществ. В этой связи, по мнению Комитета, представляется возможным дополнительно обсудить пункт 4 статьи 2 законопроекта.
Пунктом 9 статьи 1 и пунктом 7 статьи 2 законопроекта обеспечивается возможность создания зоны таможенного контроля на смежных участках, находящихся в пользовании нескольких резидентов ТОСЭР или свободного порта Владивосток. Поскольку оборудование зоны таможенного контроля осуществляется за счет средств частных инвесторов, предоставляемая возможность софинансирования позволит увеличить привлекательность режимов для потенциальных инвесторов. Поддерживая эффективность данных положений, Комитет обращает внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации", с положениями которого следует синхронизировать проектируемые редакции статьи 25 Федерального закона N 473-ФЗ и статьи 23 Федерального закона N 212-ФЗ в части особенностей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на соответствующих территориях.
Принимая во внимание изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.