Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2353
на проект федерального закона N 1159725-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус") (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1159725-7) был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Е.С. Москвичевым, В.А. Никоновым, С.А. Жигаревым 26 апреля 2021 года и принят Государственной Думой 18 мая 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года - во втором чтении, 9 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон разработан в целях реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" (далее - Федеральный закон N 437-ФЗ). Принятие Федерального закона N 437-ФЗ обусловило возникновение нового субъекта права - федеральной территории "Сириус", а также органов публичной власти, которые выступают от лица федеральной территории "Сириус". Для определения особенностей участия нового субъекта права в общественных отношениях Федеральным законом вносятся изменения в двадцать четыре федеральных закона.
Федеральным законом определяется, что нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование отношений в области:
- осуществления генно-инженерной деятельности;
- осуществления деятельности организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность;
- осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности;
- осуществления деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в федеральной территории "Сириус", в том числе могут устанавливаться особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований;
- осуществления градостроительной деятельности и ряда отношений в других областях.
Кроме того, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе вводить экспериментальные правовые режимы, направленные на развитие физической культуры и спорта, а также на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.
Федеральным законом полномочия в сфере образования, закрепленные за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, передаются органам публичной власти федеральной территории "Сириус".
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми устанавливаются особенности правового регулирования инновационных научно-технологических центров в федеральной территории "Сириус".
Федеральный закон включает федеральную территорию в круг субъектов, имеющих право осуществлять финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также создавать фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
Также, предлагаются изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которыми подробно определяются сферы деятельности органов публичной власти федеральной территории "Сириус" по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением полномочий по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечению ее деятельности) и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства передаются органам публичной власти федеральной территории "Сириус".
Полномочия органов местного самоуправления в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах также передаются органам публичной власти федеральной территории "Сириус".
Федеральным законом регулируются вопросы создания и управления органами публичной власти федеральной территории "Сириус" государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, акционерных обществ.
Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе оказывать экономическую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям и субъектам инновационной деятельности.
Сфера действия Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" распространяется также на отношения, возникающие в федеральной территории "Сириус".
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которыми формирование прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в части федерального имущества, полномочия собственника в отношении которого осуществляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус", и подготовка решения об условиях приватизации такого имущества осуществляются по согласованию с органами публичной власти федеральной территории "Сириус". Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе направлять в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества.
Также следует отметить, что вносятся изменения в федеральные законы от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Теперь федеральная государственная гражданская служба будет включать в себя профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий не только федеральных государственных органов, но и органов публичной власти федеральной территории.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.