Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 июня 2021 г. N 5.1-01/1602
на проект федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов",
принятый Государственной Думой 1 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1116605-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 февраля 2021 года.
Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов, с целью создания условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.
В этих целях Федеральный закон определяет понятия "парниковый газ", "регулируемые организации", "выбросы парниковых газов", "поглощение парниковых газов", "климатический проект", "углеродная единица", "верификация результатов реализации климатических проектов", "углеродный след" и ряд других.
Федеральным законом устанавливаются принципы ограничения выбросов парниковых газов, меры по их ограничению и государственному учету, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе их право на реализацию климатических проектов. Регулируются общие правила осуществления государственного учета выбросов парниковых газов в форме ведения соответствующего реестра, а также предусматривается информационное обеспечение в области ограничения выбросов парниковых газов.
Федеральный закон относит юридические лица и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям на основании критериев в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года и 50 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период с 1 января 2024 года. Установлена обязанность указанных организаций по представлению ежегодных отчетов о выбросах парниковых газов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Федеральным законом предусматривается выпуск в обращение в результате реализации климатического проекта углеродных единиц, определяемых как верифицированный результат реализации такого проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа. Климатическим проектом является комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов. Выпущенные в обращение углеродные единицы будут учитываться при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов. Участниками обращения углеродных единиц могут быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, или владельцем углеродных единиц, или лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц, который содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц. Владелец углеродных единиц вправе осуществить их зачет - аннулирование углеродных единиц путем списания со своего счета и зачисления на счет изъятия из обращения, а также передачу углеродных единиц иному лицу, зарегистрированному в реестре углеродных единиц.
Согласно Федеральному закону государственное управление в области ограничения выбросов парниковых газов осуществляет Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, в частности, устанавливает целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации, порядок представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядок их проверки, порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов, порядок создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с ними, форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание таких услуг, порядок верификации результатов реализации климатических проектов, определяет основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по прогнозированию, методическому обеспечению, устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и его структуру, ведут указанный кадастр, утверждают документы национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, осуществляют государственный учет выбросов парниковых газов путем ведения реестра выбросов парниковых газов, устанавливают критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - в части установления ответственности хозяйствующих субъектов за непредставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также представлении в отчетах о выбросах парниковых газов недостоверной информации, в Налоговый кодекс Российской Федерации - в части установления особенностей налогообложения углеродных единиц и введения мер налогового стимулирования реализации климатических проектов. Также планируется принятие 11 подзаконных нормативных правовых актов в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении (1 июня 2021 года).
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (защита прав человека и гражданина), "г" (установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление основ федеральной политики в области экономического, экологического развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование), "и" (федеральная информация), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности), "к" (законодательство об охране окружающей среды), "о" (выполнение международных договоров Российской Федерации) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 14 Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Специальные сроки установлены Федеральным законом для представления отчетов о выбросах парниковых газов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 15 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.