Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-03/1192
на проект федерального закона N 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, и отмечает следующее.
Проект Закона был разработан депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш, И.И. Мельниковым, И.В. Лебедевым, М.В. Емельяновым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.П. Ивановым, А.А. Салпагаровым, В.В. Семеновым на основе анализа правоприменительной практики в данной сфере правоотношений и предложений, поступивших из регионов, а также с учетом принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законом вносятся комплексные изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в частности:
предлагается наделить контрольно-счетные органы муниципальных образований муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением правами юридического лица;
предусматривается возможность иметь более одного заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации;
установлено, что должности председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям;
законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования предоставляется право устанавливать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям;
конкретизируется порядок установления штатной численности контрольно-счетного органа;
уточняются квалификационные требования к гражданам, назначаемым на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования;
вносятся изменения в перечень полномочий контрольно-счетных органов, как в части уточнения ранее установленных полномочий, так и дополнения перечня новыми полномочиями (в том числе, по осуществлению контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации и муниципального образования, по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг);
устанавливается обязанность контрольно-счетных органов утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации;
устанавливаются требования к руководителям проверяемых органов и организаций по обеспечению условий для должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях;
вводится норма, обеспечивающая право контрольно-счетных органов на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
уточняется порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетного органа, при этом установлено, что невыполнение представления или предписания влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
вводится отдельная статья, устанавливающая меры материального и социального обеспечения должностных лиц контрольно-счетных органов.
Необходимые соответствующие изменения вносятся Законом также в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (устанавливается, что председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования являются лицами, замещающими муниципальную должность) и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (устанавливается, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, бесплатно предоставляются также председателям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, их заместителям для обеспечения деятельности указанных органов).
По мнению комитета, принятие и реализация Закона будет способствовать повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, укреплению их организационной и функциональной независимости и созданию предпосылок для дальнейшего развития их потенциала.
Принятие Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.