Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1857
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности",
принятому Государственной Думой 16 июня 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (N 1172903-7).
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 года N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" и направлен на уточнение порядка передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование или в собственность государственного и муниципального имущества религиозного назначения, а также перепрофилированного, реконструированного имущества нерелигиозного назначения.
Федеральный закон от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ) дополняется новыми положениями. Религиозной организации предоставляется право на компенсацию затрат, понесенных ею в связи с перепрофилированием, реконструкцией находящегося у нее в безвозмездном пользовании государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения. Компенсация производится при расторжении договора безвозмездного пользования по требованию собственника имущества при условии, что перепрофилирование, реконструкция были произведены с согласия собственника для осуществления видов деятельности религиозных организаций, определенных Федеральным законом N 327-ФЗ. Предусматривается, что порядок передачи имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации не распространяется на имущество не религиозного назначения, в том числе помещения, если только такое имущество одновременно не предназначено для обслуживания имущества религиозного назначения и не образует с ним общий монастырский, храмовый или иной культовый комплекс.
Предусматривается также, что при наличии установленных Федеральным законом N 327-ФЗ оснований для отказа в передаче имущества религиозного назначения, а также имущества, не имеющего религиозного назначения, включая помещения, в собственность религиозной организации, которой такое имущество предоставлено в безвозмездное пользование, религиозная организация вправе продолжить безвозмездное пользование данным имуществом на условиях ранее заключенного договора.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (защита прав и свобод человека и гражданина) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.