Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1932
на проект федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1129501-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 марта 2021 года.
Федеральным законом для реализации предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ) механизма экспериментального правового режима (далее - ЭПР), в рамках которого применение отдельных норм законодательства будет определяться не законодательным актом, а программой ЭПР, вносятся изменения в федеральные законы от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также в Воздушный кодекс Российской Федерации.
Указанными изменениями предусматривается, что действие отдельных требований, установленных законодательными актами общего регулирования, может быть изменено или исключено в отношении участников ЭПР согласно программе ЭПР, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом N 258-ФЗ.
В Федеральном законе N 258-ФЗ устанавливается, что программа ЭПР должна содержать порядок организации и проведения проверок соблюдения положений программы ЭПР, уточняются основания принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении действия ЭПР.
В Федеральном законе "О связи" устанавливается, что в порядке и на условиях, предусмотренных программой ЭПР в сфере цифровых инноваций, операторы подвижной радиотелефонной связи, являющиеся субъектами ЭПР в сфере цифровых инноваций, имеют право предоставлять иным субъектам того же ЭПР сведения о количестве абонентов, находящихся в определенный период времени на определенной территории в границах территории действия данного ЭПР.
В Федеральном законе "О персональных данных" закрепляется, что обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, будет осуществляться также в целях, порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 258-ФЗ.
В Федеральном законе N 258-ФЗ устанавливается, что программа ЭПР должна содержать положения, касающиеся обработки, уничтожения субъектом ЭПР персональных данных, полученных в результате обезличивания.
Закрепляется, что инициативное предложение об установлении ЭПР направляется в целях информирования, в том числе, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при подготовке заключения по инициативному предложению учитывает позицию законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Регламентируется, что инициативное предложение должно быть в установленный срок рассмотрено Правительством Российской Федерации в случае, если заключения по инициативному предложению уполномоченного органа, регулирующего органа и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации содержат противоречащие друг другу выводы.
Федеральным законом определяется, какие правоотношения не могут быть предметом специального регулирования, устанавливаемого программой ЭПР.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (деятельность федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, научно-технологического, социального развития), "и" (федеральный транспорт, информация, информационные технологии), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 12 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.