Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-03/2182
на проект федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2021 года (проект N 1129501-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон подготовлен в развитие вступившего в силу 28 января 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 года N 285-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ).
Экспериментальный правовой режим (далее - ЭПР) может устанавливаться, если действующее общее правовое регулирование содержит требования, предписания, запреты, ограничения, существенно затрудняющие внедрение цифровых инноваций или делающие его невозможным. ЭПР предусматривает применение в отношении его участников на определенной территории в течение определенного периода времени (до 3-х лет с возможностью пролонгации на год) специального правового регулирования, упрощающего внедрение цифровых инноваций (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность и др.).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 258-ФЗ если общее регулирование установлено федеральными законами, то специальное регулирование устанавливается в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
В развитие указанной выше нормы законопроектом вносятся изменения в ряд федеральных законов, предусматривающие возможность установления специального регулирования в следующих сферах:
- проектирование, производство и эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, беспилотных летательных аппаратов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
- медицинская деятельность;
- телекоммуникации;
- продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом.
Дополнения вносятся в 10 законодательных актов, в том числе в следующие:
Федеральный закон от 10 января 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты", Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части установления особенностей правового регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с использованием беспилотных высокоавтоматизированных транспортных средств);
- Воздушный кодекс Российской Федерации (в целях создания условий для запуска сервиса грузовых перевозок с использованием беспилотных летательных аппаратов);
- Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (в целях предоставления возможности дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий);
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (в части обработки персональных данных, в том числе данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных);
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части создания специального регулирования для применения цифровых инноваций в медицине, в частности для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и внедрения системы поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта).
Федеральный закон необходим для применения экспериментальных правовых механизмов в медицине, транспорте, торговле, телекоммуникации. Он делегирует Правительству Российской Федерации на определенный срок законодательные полномочия. Механизм реализации каждого проекта в рамках ЭПР, включая применение тех или иных изъятий из действующего правового поля, определяется программой ЭПР, которая разрабатывается Минэкономразвития России совместно с отраслевыми федеральными министерствами, главами субъектов Российской Федерации, АНО "Цифровая экономика", а затем утверждается Правительством Российской Федерации.
При подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении были учтены поправки сенаторов Российской Федерации о необходимости учета позиции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается установить экспериментальный правовой режим, при подготовке заключения высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации о возможности или невозможности установления указанного экспериментального правового режима.
Также учтена поправка сенаторов Российской Федерации, которая обязывает Минэкономразвития России направлять предложения об установлении экспериментальных правовых режимов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Посредством принятия указанных выше поправок законодательные органы государственной власти вовлекаются в процесс рассмотрения вопросов правового регулирования той или иной деятельности в рамках экспериментальных правовых режимов, чего не было в первоначальной редакции.
Также Государственной Думой был учтен ряд поправок сенаторов Российской Федерации, улучшающих юридическую технику Федерального закона.
Однако Государственной Думой не было учтено предложение членов Комитета Совета Федерации по экономической политике о необходимости установления порядка отнесения той или иной деятельности к деятельности с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в отношении которой Федеральным законом запрещается вводить ЭПР. Наличие такого порядка, по мнению комитета, позволило бы устранить возможность неоднозначного толкования норм Федерального закона при определении видов указанной деятельности.
Вступление Федерального закона в силу создаст дополнительные условия для развития науки, внедрения инновационных технологий и результатов научных открытий в практическую жизнь, формирования новых видов экономической деятельности.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности поддерживают Федеральный закон.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.