Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2405
на проект федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации",
принятый 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1129501-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 марта 2021 года и принят Государственной Думой 12 мая 2021 года в первом чтении, 15 июня 2021 года - во втором чтении и 16 июня 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, Л.Р. Сафиным, А.А. Турчаком в Государственную Думу направлены поправки, которые были приняты.
Федеральный закон разработан в целях реализации механизма экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР), предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ).
Федеральным законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, которыми предусматривается, что действие отдельных требований, установленных законодательными актами общего регулирования, может быть изменено или исключено в отношении участников ЭПР в сфере цифровых инноваций и в соответствии с программой ЭПР, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом N 258-ФЗ.
Изменения вносятся в следующие Федеральные законы: от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ); от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ); от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"; от 21 апреля 2021 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Воздушный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон N 126-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены программой ЭПР в сфере цифровых инноваций, операторы подвижной радиотелефонной связи, являющиеся субъектами ЭПР в сфере цифровых инноваций, наделяются правом предоставлять иным субъектам того же ЭПР сведения о количестве абонентов, находящихся в определенный период времени на определенной территории в границах территории действия данного ЭПР.
В Федеральном законе N 152-ФЗ предлагается закрепить, что обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, будет осуществляться не только в целях, в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", но и в целях, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 258-ФЗ.
При этом в Федеральный закон N 258-ФЗ вносятся изменения с целью закрепления в программе ЭПР порядка и условий обработки и уничтожения субъектом ЭПР персональных данных. В частности, программой ЭПР должно быть предусмотрено, что персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые субъектом ЭПР, не могут быть переданы иным лицам. В случае прекращения статуса субъекта ЭПР субъект ЭПР утрачивает право на обработку персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у него персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации.
Также в Федеральный закон N 258-ФЗ вносятся изменения, содержащие нормы, предусматривающие информирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на этапе рассмотрения возможности или невозможности установления ЭПР на территории отдельного субъекта Российской Федерации, а также учёт позиции органов законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации при подготовке заключения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении возможности или невозможности установления ЭПР. Данные нормы направлены на осуществление парламентского контроля за соблюдением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, при установлении ЭПР.
Одновременно отдельной статей Федерального закона установлено, что предметом специального регулирования, устанавливаемого в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными рассматриваемым Федеральным законом, программой ЭПР в сфере цифровых инноваций, не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в том числе при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых ограничен или запрещен.
Установление в отраслевых федеральных законах возможности для установления ЭПР окажет положительное влияние, в том числе на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует разработки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.