Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1843
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 марта 2021 года (N 1120950-7).
В Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" вносятся изменения, которые направлены на создание правовой основы коммерческого присутствия на территории Российской Федерации иностранных страховых организаций.
Предусматривается, что иностранные страховые организации являются субъектами страхового дела, сведения о них подлежат включению в единый государственный реестр субъектов страхового дела.
Под иностранной страховой организацией понимается иностранное юридическое лицо, соответствующее установленным требованиям, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Федеральным законом регламентируются условия осуществления коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации путем создания филиалов. Иностранная страховая организация для создания филиала на территории Российской Федерации должна иметь регистрацию и право на осуществление страховой деятельности на территории государства - члена ВТО по видам страхования, которые она намерена осуществлять на территории Российской Федерации через созданный ею филиал (филиалы). Такая организация также должна иметь опыт осуществления страховой деятельности через созданный ею филиал в ином государстве, иметь фактический и юридический адрес на территории одного государства - члена ВТО, не иметь регистрации в государствах, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения, стоимость активов бухгалтерского баланса иностранной страховой организации должна быть эквивалентна не менее чем пяти миллиардам долларов США.
Условием осуществления иностранной страховой организацией страховой деятельности на территории Российской Федерации также является наличие соглашения об информационном обмене между органом страхового надзора (Банк России) и контрольным органом государства (территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация.
Федеральным законом регулируется порядок лицензирования деятельности иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации и аккредитации их филиалов на территории Российской Федерации. Лицензирование деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации, а также решение об аккредитации или о прекращении действия аккредитации филиала такой организации принимается органом страхового надзора (Банком России). Внесение в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц сведений об аккредитации, о прекращении действия аккредитации, иных сведений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ведение государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Устанавливается перечень документов, необходимых для получения лицензии и аккредитации филиала (филиалов) иностранной страховой организации, требования к таким документам, порядок их рассмотрения органом страхового надзора, основания для отказа соискателю лицензии в выдаче (замене) лицензии и в аккредитации филиала (филиалов) иностранной страховой организации.
Для осуществления деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации через созданный ею филиал предусматривается требование о создании гарантийного депозита филиала, минимальный размер которого должен быть равен минимальному размеру уставного капитала страховой организации. Закрепляются особенности размещения денежных средств гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации, а также особенности размещения средств гарантийного депозита на специальном банковском счете, основания и порядок осуществления выплат из средств гарантийного депозита.
Федеральным законом также определяются основания назначения и особенности деятельности временной администрации иностранной страховой организации, закрепляется порядок добровольного отказа иностранной страховой организации от осуществления на территории Российской Федерации страховой деятельности, регламентируется порядок отзыва лицензии иностранной страховой организации и прекращения аккредитации филиала иностранной страховой организации на территории Российской Федерации.
Для иностранных страховых организаций устанавливается запрет осуществлять в Российской Федерации обязательное страхование (за исключением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), страхование, связанное с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций, страхование объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также иное страхование за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти (страхователям).
Иностранным страховым организациям, включая иностранные перестраховочные организации, также запрещается осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в тридцать три федеральных закона.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное регулирование, федеральные банки), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Банком России подзаконных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 35 Федеральный закон вступает в силу с 22 августа 2021 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое, кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.