Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-03/1220
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект внесен Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон носит комплексный характер и направлен на создание правовой основы выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных страховых компаний из государств - членов ВТО на российский рынок и установление для них сопоставимых с российскими страховыми организациями условий деятельности, а также на защиту прав получателей страховых услуг и развитие конкуренции в целях эффективного функционирования страхового рынка.
Федеральным законом иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации, относятся к участникам отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), а также устанавливаются особенности регулирования их деятельности. Действие Закона N 4015-1 распространяется на них в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы.
Иностранные страховые организации определяются как иностранные юридические лица, соответствующие установленным Законом N 4015-1 требованиям, осуществляющие коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала (филиалов) и получившие лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону, иностранные страховые организации, включая иностранные перестраховочные организации, не вправе осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью.
Устанавливается также запрет в отношении иностранных страховых организаций на осуществление в Российской Федерации обязательного страхования (за исключением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), страхования, связанного с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций, иного страхования за счет выделяемых на эти цели органам исполнительной власти (страхователям) бюджетных средств.
Также устанавливается, что в случае превышения размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций значения 50% Банк России прекращает выдавать лицензии страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, а также прекращает принимать решения о выдаче (замене) лицензий на осуществление страховой деятельности иностранным страховым организациям и об аккредитации филиалов иностранных страховых организаций.
Федеральным законом устанавливаются нормы, касающиеся регулирования особенностей осуществления коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации путем создания филиалов. Для этого определяются условия осуществления их коммерческого присутствия, в том числе требования к иностранным страховым организациям для создания филиала на территории Российской Федерации; обязанности иностранной страховой организации; требования к наименованию филиала иностранной страховой организации и к информации, которая должна быть размещена на ее официальном сайте; требования к руководству и должностным лицам филиала иностранной страховой организации.
Кроме того, Федеральным законом регулируются вопросы лицензирования Банком России деятельности иностранных страховых организаций и аккредитации их филиалов на территории Российской Федерации, в том числе предусматривается определенный перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования и аккредитации филиала иностранной страховой организации, требования к этим документам, порядок их рассмотрения Банком России и уведомления иностранной страховой организации о принятом решении. При этом требования к сведениям, документам или типовым формам необходимых документов, а также порядок и способы их представления в Банк России устанавливаются нормативным актом Банка России.
Также устанавливаются:
- основания для отказа соискателю в выдаче (замене) лицензии иностранной страховой организации или в аккредитации филиала иностранной страховой организации, к которым отнесены, в частности, превышение установленного размера (квоты) участия иностранного капитала в сфере страхования;
- требования к гарантийному депозиту филиала иностранной страховой организации, согласно которым минимальный размер гарантийного депозита должен быть равен минимальному размеру уставного капитала страховой организации, установленному Законом N 4015-1. При этом общий размер гарантийного депозита определяется как совокупность минимального размера гарантийного депозита и расчетного размера гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации, который должен соответствовать размеру, обеспечивающему исполнение иностранной страховой организацией обязательств по договорам страхования (сострахования, перестрахования), заключенным при осуществлении страховой деятельности на территории Российской Федерации, и формируется в соответствии с требованиями, установленными Банком России. Расчетный размер гарантийного депозита формируется иностранной страховой организацией в валюте Российской Федерации по итогам каждого квартала на основании актуарных расчетов. По итогам года расчетный размер гарантийного депозита подлежит актуарному оцениванию ответственным актуарием;
- особенности размещения денежных средств гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации. Так, иностранная страховая организация до подачи заявления о предоставлении (замене) лицензии размещает денежные средства гарантийного депозита создаваемого ею филиала на специальном банковском счете, открываемом кредитной организацией для этих целей государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), в размере не ниже минимального размера уставного капитала страховой организации. В целях размещения денежных средств гарантийного депозита каждого филиала иностранной страховой организации Агентством открывается отдельный специальный банковский счет. Права на денежные средства, находящиеся на этом счете, принадлежат иностранной страховой организации;
- основания и порядок осуществления выплат из средств гарантийного депозита. Так, согласно Федеральному закону, в случае отзыва всех лицензий, выданных иностранной страховой организации, Агентство осуществляет выплаты из этих средств, направленные на удовлетворение неурегулированных ею требований страхователей, перестрахователей (выгодоприобретателей, застрахованных лиц) и иных лиц (при их наличии), при этом Федеральным законом установлена очередность удовлетворения указанных требований;
- основания назначения и особенности деятельности временной администрации иностранной страховой организации, которая назначается Банком России в целях защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также обеспечения стабильности финансового (страхового) рынка в случае отзыва лицензии иностранной страховой организации по определенным основаниям;
- процедура добровольного отказа иностранной страховой организации от осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации;
- основания и порядок отзыва лицензии иностранной страховой организации, а также регулирование вопросов, связанных с прекращением аккредитации иностранной страховой организации.
Также вносится ряд изменений общего характера, в частности, устанавливается обязанность страховщика представлять в Банк России методику расчета страховых тарифов и положения о формировании страховых резервов, принятые в рамках видов страхования, которые он намерен осуществлять, с приложением документов, содержащих решение уполномоченного органа управления страховщика об их утверждении, а также сообщать в Банк России об изменениях, внесенных в методику расчета страховых тарифов и положения о формировании страховых резервов, с документами, подтверждающими такие изменения, в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения. При этом требование о представлении в Банк России положения о формировании страховых резервов не распространяется на иностранные страховые организации.
Федеральным законом устанавливается обязанность страховых организаций, иностранных страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка (при ее наличии) в течение 90 дней после принятия Банком России решения о выдаче лицензии или в течение 90 дней после внесения в единый государственный реестр субъектов страхового дела сведений об иностранной страховой организации.
Другой важной новацией Федерального закона является исключение положения, согласно которому обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) осуществляется только при условии проведения государственного технического осмотра или технического осмотра транспортного средства. Так, отменяется требование о необходимости представления владельцем транспортного средства страховщику диагностической карты транспортного средства либо свидетельства о прохождении технического осмотра в целях заключения договора ОСАГО.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", Федеральный закон "О центральном депозитарии", Федеральный закон "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", Федеральный закон "О кредитной кооперации", Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон "О национальной платежной системе", Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", Федеральный закон "Об организованных торгах", Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и другие.
Федеральный закон вступает в силу с 22 августа 2021 года (в соответствии с обязательствами Российской Федерации перед ВТО), за исключением ряда положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Учитывая, что реализация Федерального закона позволит сформировать систему правового регулирования деятельности иностранных страховых компаний в рамках выполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.