Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-04/3261
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 1 марта 2021 года и принят 13 апреля 2021 года в первом чтении, 9 июня 2021 года - во втором чтении и 15 июня 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на выполнение международных обязательств Российской Федерации, принятых в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", подписанным в городе Женеве 16 декабря 2011 года и ратифицированным Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - ВТО), в части допуска филиалов иностранных юридических лиц из государств - членов ВТО, которые имеют право осуществлять страховую деятельность на территориях членов ВТО, к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами 1994 года (ГАТС 1994) в отношении иностранных страховщиков должен применяться режим наибольшего благоприятствования с учетом требований российского законодательства в области страхования.
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы, создающие правовые основы коммерческого присутствия на территории Российской Федерации иностранных страховщиков путем создания филиалов (далее - иностранная страховая организация) и предусматривающие особенности их деятельности с учетом требований и ограничений, установленных специфическими обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении в ВТО, и направленными на обеспечение необходимого баланса в использовании разумных протекционистских мер по защите национального страхового рынка и достижении справедливой конкуренции между иностранными и российскими страховщиками.
В частности, в Законе Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливаются требования к созданию и осуществлению иностранными страховыми организациями страховой деятельности, которая на территории Российской Федерации ограничивается добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Вводится запрет на осуществление в Российской Федерации иностранной страховой организацией обязательного страхования (за исключением обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), страхования, связанного с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхования имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций, страхования объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, иные страхования за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти.
Внесением изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" иностранным страховым организациям разрешается заключать с гражданами договоры добровольного страхования на случай потери работы на условиях определенных законодательством Российской Федерации.
Также в соответствии с изменениями, вносимыми Федеральным законом в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", иностранные страховые организации могут выступать страховщиками по договорам страхования ответственности туроператора при наличии права осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в соответствии со страховым законодательством.
В Федеральном законе от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Федеральным законом предусматривается запрет на осуществление руководящими работниками негосударственных пенсионных фондов, единолично исполняющими такие обязанности, функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера в иностранных страховых организациях.
Иностранные граждане для получения патента на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации могут в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предъявить договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией, имеющей право в соответствии со страховым законодательством на осуществление в Российской Федерации добровольного медицинского страхования.
В соответствии с перечнем специфических обязательств Российской Федерации через 9 лет после присоединения Российской Федерации к ВТО (с 22 августа 2021 года) должно быть разрешено коммерческое присутствие на территории Российской Федерации иностранных страховых организаций, и в этой связи Федеральным законом предусмотрено, что его положения вступают в силу с 22 августа 2021 года, за исключением норм, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Реализация Федерального закона позволит исполнить обязательства Российской Федерации в рамках членства в ВТО, создаст сопоставимые условия деятельности российских и иностранных страховщиков на территории Российской Федерации, а также позволит расширить перечень страховых услуг и их доступность для потребителей.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.