Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2416
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1120950-7) внесён в Государственную Думу 1 марта 2021 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 13 апреля 2021 года в первом чтении, 9 июня 2021 года - во втором чтении, 15 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон создаёт механизм выполнения международных обязательств Российской Федерации, принятых в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года", подписанным в городе Женеве 16 декабря 2011 года (далее - ВТО, Протокол). Согласно Протоколу Российская Федерация приняла на себя обязательства по допуску филиалов иностранных юридических лиц из государств - членов ВТО к работе на внутреннем страховом рынке, защите прав получателей страховых услуг, а также защите конкуренции и созданию равных условий для субъектов страхового дела.
Согласно Федеральному закону иностранная страховая организация - иностранное юридическое лицо, соответствующее требованиям Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путём создания филиала (филиалов) и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации.
устанавливает требования к наличию у иностранной страховой организации права на осуществление страховой деятельности на территории члена ВТО, опыту страховой деятельности иностранной страховой организации, а также к сумме её активов;
устанавливает порядок лицензирования деятельности иностранной страховой организации;
ограничивает деятельность иностранной страховой организации на территории Российской Федерации добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
предусматривает требования к суммарной величине минимальных размеров гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций при расчёте размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций. Иностранной страховой организации может быть отказано в создании филиала в случае превышения 50% размера указанной выше квоты.
В качестве условия коммерческого присутствия на территории Российской Федерации иностранной страховой организации Федеральным законом предусматривается также наличие соглашения об информационном обмене между органом страхового надзора и соответствующим контрольным органом страны, где учреждена иностранная страховая организация.
Иностранная страховая организация обязана отражать все операции, осуществлённые на территории Российской Федерации через созданный ею филиал по договорам страхования (перестрахования), в базах данных информационных систем (далее - базы данных). Ведение баз данных осуществляется на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации в течение не менее чем пяти лет с даты её включения в базы данных, и обеспечивать возможность доступа органа страхового надзора к такой информации. Технические средства страховщика, используемые для хранения баз данных, должны размещаться на территории Российской Федерации.
Федеральным законом также заменяется обязанность страховщика уведомлять орган страхового надзора о видах страхования, которые она намерена осуществлять, а также предоставлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, обязанностью страховщика размещать указанную информацию на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Федеральный закон вступает в силу 22 августа 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Реализация положений Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Реализация положений Федерального закона потребует внесения изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.