Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-03/3225
по проекту федерального закона N 1076141-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона (N 1076141-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и принят 26 января 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года - во втором чтении и 9 июня 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации (Г.Н. Карелова, И.Ю. Святенко) в Государственную Думу направлялись пять поправок, которые были приняты.
Федеральный закон разработан во исполнение поручений Совета Безопасности Российской Федерации и направлен на предотвращение завоза на территорию Российской Федерации и распространение инфекционных заболеваний, включенных в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Федеральный закон устанавливает правовые основания для создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера (далее - информационная система), которые необходимы для внедрения цифровизации в деятельность систем федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Информационная система будет являться основой для электронного взаимодействия и обмена сведениями санитарно-эпидемиологического характера и принятия оперативных мер реагирования.
Предусматривается внесение в указанную информационную систему данных о прохождении работниками отдельных профессий, производств и организаций обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, а также о медицинских освидетельствованиях иностранных граждан и лиц без гражданства, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Целью создания информационной системы является обеспечение: федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; своевременного и оперативного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидации; организации межведомственного взаимодействия для недопущения осуществления трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний; возможности интеграции и взаимообмена данными с информационными системами федеральных органов исполнительной власти.
Положение об информационной системе, перечень вносимой в нее информации, порядок и сроки ее представления, порядок доступа к информации и порядок обмена информацией будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляются нормы проведения медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации.
Предусматривается, что в информационной системе будут содержаться данные о прохождении медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, в том числе и иностранными гражданами и лицами без гражданства на наличие или отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, перечень которых утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон устраняет правовую неопределенность в части получения иностранными гражданами медицинских документов, подтверждающих отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Принятие Федерального закона позволит оптимизировать проведение мероприятий по раннему выявлению инфекционных заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, сократить сроки принятия решений, в том числе о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрен особый порядок вступления в силу: по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитеты - соисполнители (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности) рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.