Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1918
по проекту федерального закона N 1087071-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", принятому Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (N 1087071-7).
В Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" вносятся изменения, устанавливающие перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, в который входят официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в сети "Интернет" и порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень также могут включаться иные сайты сети "Интернет", информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений будут утверждаться Правительством Российской Федерации. Порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии их отбора для включения в указанный перечень, требования к их владельцам будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Оператор связи, оказывающий абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы предоставлять абоненту-гражданину доступ к сайтам в сети "Интернет", информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.
Федеральным законом устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), наделяется полномочиями по проведению мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи (далее - мониторинг за достоверностью сведений об абонентах). Для осуществления указанного мониторинга оператор подвижной радиотелефонной связи обязан предоставлять в Роскомнадзор, в том числе по его запросу, в сроки, порядке, составе и формате, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, информацию: о способах подтверждения сведений и о результатах проведенных проверок достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей и об используемыми ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и идентификационном модуле; о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляется соединение между абонентами или пользователями услугами связи; о фактах и видах соединений, в том числе о фактах передачи и получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений; сведения об объеме переданной и полученной информации, о датах и времени их передачи и получения.
Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, должна осуществляться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В целях идентификации абонентов и вводимой для операторов связи, осуществляющих передачу текстовых сообщений и телефонных вызовов, обязанности по передаче абонентских номеров в неизменном виде, предусматривается создание системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования (далее - система обеспечения соблюдения требований операторами связи). Полномочиями по созданию и обеспечению функционирования такой системы наделяется радиочастотная служба.
Операторы связи обязаны подключиться к указанной системе и взаимодействовать с ней в части направления и получения сведений по идентификации абонентов и абонентских номерах в порядке, составе, формате и случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Роскомнадзор проводит мониторинг за достоверностью сведений об абонентах также с использованием системы обеспечения соблюдения требований операторами связи. Требования к указанной системе, правила ее функционирования и взаимодействия с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, будут определяться Правительством Российской Федерации. Устанавливается, что система обеспечения соблюдения требований операторами связи взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации.
Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи или услуг по пропуску трафика на свою сеть связи в случаях отсутствии информации об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, а также в случае, если соединение, инициированное в сети связи иностранного оператора связи, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации.
Для операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, точек обмена трафиком, линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, устанавливается обязанность уведомлять Роскомнадзор о соблюдении требований, установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи, к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, а также к средствам связи, к которым подключаются указанные линии. Порядок такого уведомления будет утверждаться Правительством Российской Федерации. На основании указанного уведомления Роскомнадзор должен проводить обследование линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи. По результатам обследования линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии, Роскомнадзор принимает решение о включении сведений об указанных линиях связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи (далее - реестр линий связи). Порядок ведения Роскомнадзором реестра линий связи будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Операторам связи запрещается использовать линии связи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, информация о которых отсутствует в реестре линий связи.
Федеральным законом уточняется, что в случае предоставления доступа к сети "Интернет" технические средства противодействия угрозам должны устанавливаться операторами связи только на средства связи, обеспечивающие возможность передачи данных на все пользовательское оборудование со скоростью более чем десять гигабит в секунду.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (информация, информационные технологии и связь) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 2 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.