Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1930
по проекту федерального закона N 1056890-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1056890-7) был внесен в Государственную Думу 20 февраля 2021 года Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок".
Федеральным законом изменения, направленные на устранение пробелов в правовом регулировании сферы регулярных перевозок автомобильным транспортом по международным маршрутам, вносятся в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) и Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
Федеральным законом устанавливается, что отношения по организации регулярных перевозок по международным маршрутам регулярных перевозок регулируются законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок и международными договорами Российской Федерации, а Федеральный закон N 220-ФЗ дополняется новой главой 1.1 "Организация регулярных перевозок по международным маршрутам регулярных перевозок".
Федеральным законом закреплены сведения, которые должны содержаться в заключенном российскими и иностранными перевозчиками соглашении, подтверждающем их намерения совместно осуществлять регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок, в частности, должны быть указаны сведения о российском перевозчике, иностранном перевозчике, об осуществляемом совместно международном маршруте регулярных перевозок, о транспортных средствах, используемых на этом маршруте, тарифах на перевозку (если международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения предусмотрено согласование таких тарифов).
Определены условия осуществления регулярных перевозок по международному маршруту регулярных перевозок, если их предлагается осуществлять иностранным перевозчиком без привлечения российского перевозчика. Предусмотрен случай обязательного включения в состав перевозчиков по международному маршруту регулярных перевозок российских перевозчиков (если международная перевозка является транзитной, предусматривает посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, расположенных на территории России).
Установлен порядок согласования, установления или изменения маршрута регулярных перевозок по транзитным международным автомобильным перевозкам, а также закреплен порядок определения срока (до пяти лет), на который согласовывается установление международного маршрута регулярных перевозок.
Федеральным законом установлены сведения, которые должны содержаться в заявлении об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок и какие документы прилагаются к заявлению, регламентированные действия, которые должны совершить перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок, в случае, если имеют намерение изменить тарифы на перевозку, изменить время отправления от соответствующего остановочного пункта, место остановки транспортного средства.
Регламентируются сроки и порядок действий уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рассмотрению заявления об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок, предусмотрены случаи, когда сроки рассмотрения указанного заявления продлеваются. Определены основания для принятия решения об отказе в согласовании установления или изменения такого маршрута, например, при определенном количестве допущенных иностранным перевозчиком и водителями транспортных средств, принадлежащих иностранному перевозчику, нарушений законодательства Российской Федерации, при наличии у перевозчика неуплаченного административного штрафа за совершение административного правонарушения в области транспорта или дорожного движения и другие.
Установлены также сроки и порядок действий уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если международный маршрут регулярных перевозок (в случае изменения расписания между остановочными пунктами) предусматривает возможность осуществления регулярных перевозок с использованием остановочных пунктов, которые расположены на территории субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, либо на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Регламентируются сроки и порядок взаимодействия при согласовании устанавливаемого маршрута международных перевозок уполномоченного федерального органа исполнительной власти с компетентными органами иностранных государств, в которых зарегистрированы иностранные перевозчики, с которыми российским перевозчиком заключено соглашение о совместных международных перевозках, а также последствия получения от компетентных органов иностранных государств согласования или отказа в согласовании указанного маршрута.
Определяются сведения, подлежащие включению в реестр международных маршрутов регулярных перевозок, в карту международного маршрута регулярных перевозок, установлены порядок определения количества выдаваемых карт международного маршрута регулярных перевозок, обстоятельства, при наличии которых действие этих карт прекращается.
Закреплены основания и порядок отмены международного маршрута регулярных перевозок.
Государственный контроль за осуществлением регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (деятельность федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральный транспорт, информация), "м" (безопасность) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений (в частности, определяющих транспортные средства, движение которых по автомобильным дорогам допускается без оформления специальных разрешений), для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
В связи с установлением правил и условий осуществления перевозок по международным маршрутам регулярных перевозок Федеральным законом предусматривается переходный период, касающийся соблюдения требований к регистрации остановочных пунктов, используемых по международным маршрутам регулярных перевозок, включения сведений о них в карты международных маршрутов регулярных перевозок, а также сроки допустимого использования карт маршрута регулярных перевозок при осуществлении перевозок по международным маршрутам регулярных перевозок.
Отмечаем, что в соответствии порядком вступления в силу положений Федерального закона возможность первого проезда к месту постоянного использования принадлежащего приобретенного российским перевозчиком транспортного средства, сведения о котором не включены в реестр международных маршрутов регулярных перевозок, возникнет после 1 сентября 2021 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.