Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1931
по проекту федерального закона N 997295-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 997295-7) был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.Д. Башкиным, А.В. Кутеповым, В.Н. Васильевым, А.Ю. Пронюшкиным, Д.А. Шатохиным (в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации) 28 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменении в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) вносятся изменения, касающиеся получения специальных разрешений для движения по автомобильным дорогам крупногабаритных, тяжеловесных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) вносятся изменения, регулирующие правоотношения, связанные с электронным документооборотом перевозочных документов.
В Федеральном законе N 257-ФЗ устанавливается, что в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий допускается движение по автомобильным дорогам без оформления специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, являющихся специальными транспортными средствами органов федеральной службы безопасности, а также транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, транспортных средств аварийно-спасательных служб и формирований. Движение указанных транспортных средств организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также уточняются требования, соблюдение которых необходимо для получения специальных разрешений для движения по автомобильным дорогам крупногабаритных, тяжеловесных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, определяются порядок согласования маршрутов тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средств, порядок установления постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов. Закреплено, что в отношении движения крупногабаритного, тяжеловесного транспортного средства порядок выдачи специальных разрешений для движения этих транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, а в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Изменениями, внесенными в Устав, устанавливается правовое регулирование вопросов, касающихся использования электронных перевозочных документов. Закрепляются определения понятий "информационная система электронных перевозочных документов", "государственная информационная система электронных перевозочных документов", определяются различные виды электронных перевозочных документов, которые подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Также в Устав вносятся иные корреспондирующие изменения, связанные с использованием электронных перевозочных документов.
Закрепляется, что формы электронных перевозочных документов будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом закреплены требования к юридическому лицу как к оператору информационной системы электронных перевозочных документов, порядок включения юридических лиц в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и исключения их из названного реестра. Установлены обязанности указанного оператора и оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта). Определены запреты, действующие в сфере формирования электронных перевозочных документов, порядок обмена такими документами и сведениями, содержащимися в них.
Закрепляется, что перечень видов информации, представляемой в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, условия, порядок, сроки и форматы предоставления такой информации будут определяться Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральный транспорт, информация), "м" (безопасность) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, определяющих транспортные средства, движение которых по автомобильным дорогам допускается без оформления специальных разрешений, которые вступают в силу через 180 дней после дня официального опубликования, а также положений, касающихся использования электронных перевозочных документов, для которых установлен срок вступления в силу 1 января 2022 года.
Отмечаем, что для реализации Федерального закона также потребуется принятие ряда нормативных правовых актов, в частности, определяющих порядок выдачи специальных разрешений для движения крупногабаритных, тяжеловесных транспортных средств, транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов (пункты 9, 12 статьи 1 Федерального закона), кроме того, для получения специального разрешения для движения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, потребуется разработка в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности паспорта обеспечения транспортной безопасности (пункт 8 статьи 1 Федерального закона). Вместе с тем Федеральным законом не предусмотрены переходный период и порядок вступления в силу положений, предусматривающих подготовку соответствующих нормативных правовых актов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.