Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1870
по проекту федерального закона N 1184317-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 1 июня 2021 года (N 1184317-7).
Ратифицируемым Протоколом, подписанным в городе Нур-Султане 29 мая 2019 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, вносятся изменения в статьи 81, 82, 104 Договора о ЕАЭС и в приложение N 21 к Договору о ЕАЭС, которыми создаётся правовая база для дальнейшего взаимодействия государств-членов ЕАЭС по вопросам формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.
В соответствии со статьёй 81 Договора о ЕАЭС в редакции Протокола, формирование, функционирование и развитие общего электроэнергетического рынка ЕАЭС осуществляется на основе принципов и правил согласно приложению N 21 к Договору о ЕАЭС с учётом переходных положений, предусмотренных пунктом 8 статьи 104 Договора о ЕАЭС, в котором закреплено, что пункты 10-38 Протокола и некоторые другие пункты, касающиеся формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, вступают в силу с даты вступления в силу последнего из актов Межправительственного совета, указанных в новых пунктах 5-8 приложения N 21 к Договору Q ЕАЭС (правила доступа к межгосударственной передаче электрической энергии, правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Союза и другие).
Протоколом статья 82 Договора о ЕАЭС дополняется ссылкой на "акт органа Союза", на основании чего Договором о ЕАЭС в редакции Протокола предусматривается, что обеспечение государствами-членами ЕАЭС доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с принципами и правилами согласно приложению N 21 к Договору о ЕАЭС и актом органа Союза. Также пункт 2 статьи 82, пункты 2 и 3 статьи 104 Договора о ЕАЭС, содержащие переходные положения о формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, признаются утратившими силу.
Протоколом в новой редакции излагается наименование Протокола, который является приложением N 21 к Договору о ЕАЭС, в частности наименование "Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики" заменяется наименованием "Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза". Кроме того, согласно вносимым Протоколом изменениям пункты 1-12 приложения N 21 к Договору о ЕАЭС заменяются новыми пунктами 1-49, которыми устанавливаются принципы и правила формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; определяются полномочия Евразийской экономической комиссии в указанной сфере; перечисляются субъекты и участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; регулируются вопросы торговли электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС и её межгосударственной передачи.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку им предусматривается внесение изменений в ратифицированный Российской Федерацией международный договор (Договор о ЕАЭС), а также в связи с его ратификацией потребуется внести изменения в российское законодательство.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.