Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-03/2178
по проекту федерального закона N 1184317-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2021 года (проект N 1184317-7 внесен Президентом Российской Федерации), и отмечает следующее.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) подписан 29 мая 2019 года в городе Hyp-Султане (далее - Протокол).
Договором о Евразийском экономическом союзе определена необходимость поэтапного формирования общих рынков энергетических ресурсов, к которым отнесены электрическая энергия, газ, нефть и нефтепродукты.
Протокол является свидетельством высокой степени готовности электроэнергетической отрасли к интеграции и сближению механизмов отраслевого регулирования, основанных на рыночных принципах.
Протоколом излагается в новой редакции наименование Протокола, являющегося приложением N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Так, наименование "Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики" заменено наименованием "Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза".
Изменения, вносимые Протоколом в указанное приложение, определяют принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, позволяя на качественно новом уровне использовать имеющиеся преимущества параллельной работы энергосистем государств - членов Евразийского экономического союза.
Также определяются субъекты, участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и состав инфраструктурных организаций; зафиксированы основные положения, связанные с развитием торговли электрической энергии между субъектами национальных электроэнергетических рынков государств.
Вносимые Протоколом положения предусматривают соответствующие полномочия органов ЕАЭС, государственных органов государств - членов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств - членов на осуществление регулирования и контроля в сфере электроэнергетики, а также содержат нормы о доступе к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС, регулировании и контроле их деятельности.
В соответствии с предложенными изменениями будут разработаны нормативные документы, регулирующие функционирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, в том числе правила взаимной торговли на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС, правила доступа к межгосударственной передаче электрической энергии, правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных сечений и других необходимых документов.
Положения Протокола направлены на повышение энергетической безопасности государств - членов Евразийского экономического союза, формирование в ЕАЭС правового пространства, обеспечивающего добросовестную конкуренцию, создание условий для повышения эффективности и конкурентоспособности экономик государств в сфере электроэнергетики, а также на дальнейшее укрепление их взаимовыгодного и равноправного экономического сотрудничества.
Создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС является важным этапом развития интеграционных процессов и глобализации на евразийском пространстве.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.