Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1868
по проекту федерального закона N 1172874-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 17 мая 2021 года (N 1172874-7).
Ратифицируемым Протоколом, подписанным в городе Ереване 1 октября 2019 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, вносится ряд изменений в Договор о ЕАЭС и приложения к нему, направленных на совершенствование правового регулирования в некоторых сферах евразийской интеграции.
Протоколом в новой редакции излагается пункт 4 статьи 42 Договора о ЕАЭС, который дополняется положением, устанавливающим, что ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа не подлежат изменению в зависимости от происхождения товаров, в том числе в случаях, когда происхождение товаров неизвестно либо считается неподтверждённым.
Протоколом расширяется перечень полномочий Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия). В частности, установлено, что Совет Комиссии наделяется полномочием по утверждению порядка осуществления органами по аккредитации государств-членов ЕАЭС взаимных сравнительных оценок (новый абзац пункта 4 статьи 54 Договора о ЕАЭС). Помимо этого, в соответствии с Протоколом Комиссия осуществляет организационно-техническое обеспечение взаимодействия государственных органов государств-членов ЕАЭС, уполномоченных на регулирование в сфере энергетики, организаций технологической и коммерческой инфраструктуры, а также мониторинг реализации актов органов ЕАЭС, касающихся формирования общих рынков энергетических ресурсов (новая редакция статьи 85 Договора о ЕАЭС).
Договор о ЕАЭС дополняется новой статьёй 99.1, которой в отношении Раздела VI "Функционирование таможенного союза" Договора о ЕАЭС вводятся переходные положения по вопросам обмена информацией о суммах ввозных таможенных пошлин (их зачисления, зачёта, возврата, распределения) между уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС. Предусмотрено, что до ввода в действие интегрированной информационной системы ЕАЭС информация о таких пошлинах, указанная в пунктах 40 и 41 приложения N 5 к Договору о ЕАЭС, направляется по электронным каналам связи в виде графических электронных копий документов.
Протоколом вносятся изменения в Протокол об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о ЕАЭС). Так, Комиссия наделяется полномочием по вынесению предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению общих правил конкуренции на трансграничных рынках. Порядок вынесения предостережения утверждается Комиссией. Кроме того, согласно Протоколу Комиссия уполномочена выдавать предупреждения хозяйствующим субъектам, физическим лицам и некоммерческим организациям государств-членов ЕАЭС, не являющимся хозяйствующими субъектами, о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения общих правил конкуренции, и (или) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий таких действий (бездействия).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку вносит изменения в ратифицированный Российской Федерацией международный договор (Договор о ЕАЭС), а также поскольку его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.