Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1910
по проекту федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", принятому Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Савастьяновой и другими, а также сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко, Е.В. Бибиковой, М.А. Львовой-Беловой 11 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" (N 1109997-7).
Федеральным законом в абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
В Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в качестве принципа исполнительного производства закрепляется сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" дополняется положениями, предусматривающими порядок реализации указанного принципа судебным приставом-исполнителем, гражданином-должником, банками и иными кредитными организациями. В частности, в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства должен разъяснить гражданину о его праве на обращение в подразделение судебных приставов с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. Устанавливается, что если в постановлении судебного пристава-исполнителя содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума, то банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на указанные доходы, а удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
При исчислении размера удержания из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам, содержащим, в частности, требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума прожиточного минимума не применяется.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), и "о" (процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 2 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.