Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2356
по проекту федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", принятому Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее - Комитет), рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1109997-7) был внесен в Государственную Думу 11 февраля 2021 года с названием "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Савастьяновой и другими депутатами Государственной Думы, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко и другими сенаторами Российской Федерации, принят 14 апреля 2021 года в первом чтении, 16 июня 2021 года - во втором чтении, 17 июня 2021 года - в третьем чтении.
В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки. В частности, была принята поправка сенаторов Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, Е.В. Бибиковой.
Федеральный закон направлен на закрепление в законодательстве права гражданина на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении, а также установление пределов возможного взыскания на доходы должника.
Действующей редакцией пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в качестве одного из принципов исполнительного производства установлен принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В целях расширения содержания указанного принципа, отражающего проводимую государством социальную политику и обеспечение государством гарантий социальной защиты Федеральным законом устанавливается следующее.
В рамках вносимых изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом включается в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам заработная плата и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) (далее - заработная плата и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Вносимые изменения в Федеральный закон N 229-ФЗ закрепляют в качестве одного из принципов исполнительного производства принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В целях реализации указанного принципа Федеральным законом предусматривается, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено или ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы.
Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы. Федеральный закон также устанавливает перечень сведений, которые гражданин должен указать в соответствующем заявлении.
Кроме того, в целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона N 229-ФЗ в редакции Федерального закона.
При этом порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных указанными статьями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.
Статьей 99 Федерального закона N 229-ФЗ в редакции Федерального закона предусмотрено, что удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума. Вместе с тем данное ограничение размера удержания не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Принятие Федерального закона позволит ввести в законодательство Российской Федерации дополнительный механизм защиты для социально-уязвимых категорий граждан.
В связи с принятием Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Принятие Федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагает одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.