Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1897
по проекту федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1153945-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 апреля 2021 года.
В Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) вносятся изменения, которыми предусматривается распространение действия положений Федерального закона N 119-ФЗ на субъекты Российской Федерации, входящие в Арктическую зону Российской Федерации.
Наименование Федерального закона N 119-ФЗ в связи с уточнением предмета его регулирования излагается в новой редакции: "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предусматривается предоставление с 1 августа 2021 года в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, расположенных в Арктической зоне на территориях, определённых законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом проект закона субъекта Российской Федерации должен содержать согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации, а также с общественным советом Арктической зоны Российской Федерации описание местоположения территорий, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Федеральным законом определяется, что до 1 февраля 2022 года предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется в безвозмездное пользование только гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования.
Федеральным законом предусматривается обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставить до 1 июля 2021 года оператору информационной системы сведения о территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки гражданам в безвозмездное пользование не предоставляются, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Обеспечение внесения поступивших сведений в информационную систему и их размещение на официальном сайте в сети "Интернет" осуществляется оператором информационной системы.
Предусматривается, что до 1 сентября 2021 года органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, расположенных в соответствующих субъектах Российской Федерации, публикуют сообщения о необходимости направления в соответствующий орган местного самоуправления до 1 октября 2021 года правообладателями земельных участков, обладателями сервитута (публичного сервитута), собственниками иных объектов недвижимого имущества, права которых на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, уведомления о наличии у них прав (обременений прав) на земельные участки или иные объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав), а также с указанием способа связи с заявителями.
Корреспондирующие изменения вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ"0 личном подсобном хозяйстве", от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные законодательные акты.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "д" (федеральная государственная собственность и управление ею), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей), "к" (административное земельное, лесное законодательство) и "м" (защита исконной среды обитания коренных малочисленных этнических общностей) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 30 июня 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.