Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1847
по проекту федерального закона N 1142955-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1142955-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 апреля 2021 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Федеральный закон направлен на создание эффективной системы организации управления юридическими лицами, входящими в научно-образовательные комплексы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (далее - университеты). В настоящее время согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы университетов, осуществляет по согласованию с ними уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Федеральным законом предусматривается осуществление самими университетами от имени Российской Федерации полномочий учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочий собственника федерального имущества таких юридических лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом исключается обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти принимаемых ректорами университетов решений о назначении и освобождении руководителей юридических лиц, которые входят в их научно-образовательные комплексы.
При рассмотрении проекта во втором чтении Федеральный закон был дополнен положениями, предусматривающими право образовательной организации при разработке основной общеобразовательной программы предусмотреть применение примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу, и не разрабатывать данную учебно-методическую документацию самостоятельно.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление единых правовых основ системы воспитания и образования), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "е" (общие вопросы воспитания, образования) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие подзаконных актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.