Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 21 июня 2021 г. N 3.9-03/1215
по проекту федерального закона N 1142955-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разработан Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 15 июня 2021 года.
Федеральный закон был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года N Пр-2211 и предусматривает новую редакцию части 5 статьи 3 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
В соответствии с вносимыми Федеральным законом изменениями Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет осуществляют от имени Российской Федерации полномочия учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочия собственника федерального имущества таких юридических лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом также предлагается установить, что руководители юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов.
Данный подход уже реализуется согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".
По мнению комитета, предлагаемые Федеральным законом изменения направлены на создание эффективной системы организации управления юридическими лицами, входящими в научно-образовательные комплексы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.
Комитет отмечает, что реализация Федерального закона потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом полномочий учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, а также полномочий собственника федерального имущества таких юридических лиц".
Принятие Федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетной системы Российской Федерации.
При доработке ко второму чтению текст Федерального закона был дополнен изменениями, которые вносятся в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и предусматривают, что при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять при реализации соответствующей образовательной программы:
примерный учебный план и (или) примерный календарный учебный график, и (или) примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу;
примерную рабочую программу воспитания и (или) примерный календарный план воспитательной работы, включенные в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу.
В данном случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
По мнению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре предусмотренные Федеральным законом изменения направлены на освобождение времени и ресурсов педагогических работников от разработки дополнительной документации, что создаст условия для качественного выполнения педагогическими работниками обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся.
Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 15 июня 2021 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.