Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1212304-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для города федерального значения Москвы (далее - город Москва) определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков - 438.
Статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ) установлено, что судебные участки создаются из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 23 тыс. человек.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по городу Москве и Московской области численность населения города Москвы с 2012 года увеличилась на 9,2 процента (на 1 января 2012 года составляла 11,6 млн. человек, на 1 января 2020 года - 12,7 млн. человек), что повлияло на соотношение необходимого числа мировых судей к численности населения в судебных районах. По состоянию на 1 января 2020 года средняя численность на один судебный участок составила 28945 человек.
В 28 судебных районах (из имеющихся 35) средняя численность постоянного населения на один судебный участок превышает установленный федеральным законом максимальный предел - 23 тыс. человек.
Кроме того, официальная статистика не отражает фактическую численность населения, которая зачастую превышает число зарегистрированных лиц на территориях судебных районов за счет мигрантов (1,6 млн. человек) и приезжих (25 млн. человек).
Проведенный анализ деятельности мировых судей в городе Москве за 2012 - 2018 годы показал, что нагрузка на мировых судей ежегодно увеличивается и зависит не только от численности населения, но и от нахождения в юрисдикции мировых судей крупных банковских и кредитно-финансовых организаций, торговых центров, автомагистралей.
Количество дел и материалов, рассмотренных мировыми судьями города Москвы, увеличилось в 4,7 раза: с 356111 в 2012 году до 1690490 в 2020 году, при этом штатная численность мировых судей осталась неизменной. Средняя нагрузка на мирового судью составляет 367,7 дел в месяц.
Ежегодный рост нагрузки негативно сказывается на качестве подготовки мирового судьи к рассмотрению каждого дела, обеспечении непрерывности осуществления судебного процесса, не позволяет вдумчиво и грамотно изготавливать судебные решения, следить за изменениями в законодательстве.
При этом качественное и оперативное рассмотрение дел мировыми судьями в городе Москве достигается только благодаря добросовестности и личной ответственности судей, напряженной работе за пределами нормативной продолжительности рабочего времени.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 188-ФЗ, предусматривающим, что судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, в целях выравнивания нагрузки на мировых судей субъект Российской Федерации вправе самостоятельно оптимизировать численность мировых судей путем их перераспределения в муниципальных образованиях.
Данная норма неоднократно реализовывалась в городе Москве. Так, Законом города Москвы от 29 января 2020 года N 1 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" увеличено количество судебных участков в Щербинском судебном районе за счет упразднения по одному судебному участку в Бабушкинском, Бутырском и Черемушкинском судебных районах.
В настоящее время в городе Москве возможности перераспределения судебных участков между судебными районами без превышения установленной федеральным законом предельно допустимой численности населения не имеется.
С учетом изложенного проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается создать в городе Москве 33 дополнительных судебных участка в судебных районах с высокой численностью населения и высокой нагрузкой.
Расчет необходимого увеличения числа мировых судей и соответствующего ему количества судебных участков в городе Москве приведен в прилагаемой к пояснительной записке таблице.
Расчет финансовых затрат на содержание мировых судей приведен в финансово-экономическом обосновании проекта федерального закона.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации конституционного права граждан на судебную защиту, а также приведет к снижению нагрузки на мировых судей в городе Москве и повышению качества отправления правосудия.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат из федерального бюджета на содержание одного мирового судьи произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Расходы федерального бюджета на содержание одного мирового судьи в городе Москве в год составляют 1703807,23 руб. (по данным 2020 года).
Расходы на содержание одного мирового судьи в городе Москве в год включают:
1) денежное содержание, в том числе:
должностной оклад - 290557,80 руб.;
доплата за квалификационный класс - 145278,90 руб.;
доплата за выслугу лет - 67479,82 руб.;
ежемесячное денежное поощрение - 639227,16 руб.;
ежеквартальное поощрение - 244474,56 руб.;
2) страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации - 27555,97 руб.;
3) страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 70737,93 руб.;
4) расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи в городе Москве и членов его семьи - 200000,00 руб.;
5) расходы на оплату проезда мирового судьи в городе Москве и членов его семьи к месту отдыха и обратно - 12083,89 руб.;
6) расходы на оплату проезда в общественном транспорте - 6411,20 руб.
Всего расходы федерального бюджета на содержание дополнительных 33 мировых судей в городе Москве в год составят:
1703807,23 руб. х 33 ед. = 56225638,59 руб.
Финансовые затраты из бюджета города Москвы на материально-техническое обеспечение деятельности одного судебного участка мирового судьи в городе Москве, в том числе на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников аппарата мирового судьи в городе Москве, в 2020 году составили в среднем 6530903,38 руб.
Финансовые затраты из бюджета города Москвы, необходимые для ввода в эксплуатацию одного дополнительного судебного участка в первый год работы, составят 28037467,79 руб. (по данным 2020 года), в том числе:
1) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников аппарата мирового судьи в городе Москве - 3041430,57 руб.;
2) финансовые расходы по подготовке помещений для размещения судебного участка (капитальный ремонт помещений, закупка имущества и оборудования) - 24996037,22 руб.
Всего на ввод в эксплуатацию и функционирование 33 дополнительных судебных участков мировых судей в городе Москве в первый год их работы потребуются средства из бюджета города Москвы в сумме 925236437,07 руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.