Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1212915-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (далее - законопроект, проект федерального закона) разработан в соответствии с Федеральным законом от 20.04.2021 N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", положения которого вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Согласно Федеральному закону от 17 апреля 2017 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется отдельными федеральными законами.
С учетом указанных выше требований, проектом федерального закона:
- устанавливается запрет на оказание услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника без прохождения аттестации;
- предусматривается введение регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальных налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков инструкторов-проводников (наделение контрольными (надзорными) полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма);
- вводится федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, включенных в реестр организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников.
В этой связи предлагается дополнить статью 14.51 "Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новыми частями 11 - 13, устанавливающими административную ответственность:
- за оказание услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика лицом, не прошедшим аттестацию и не имеющим аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, а равно привлечение такого лица к оказанию услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика;
- за оказание услуг инструктора-проводника лицом, не прошедшим аттестацию по соответствующему виду туристского маршрута и категориям их сложности и не имеющим соответствующего аттестата инструктора-проводника, а равно привлечение такого лица к оказанию услуг инструктора-проводника;
- за выдачу аттестата инструктора-проводника и (или) идентификационной карточки инструктора-проводника организацией, сведения о которой не внесены в реестр организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников.
Поскольку от уровня знаний и навыков инструкторов-проводников, которые подтверждаются аттестацией, зависит безопасность туристов (экскурсантов), предусмотренный законопроектом размер штрафов за деятельность инструкторов-проводников без прохождения аттестации выше, чем размер штрафов за незаконную деятельность экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.
Полномочиями по составлению протоколов об административной ответственности по проектируемой части 7 статьи 14.51 Кодекса за выдачу аттестата инструктора-проводника и (или) идентификационной карточки инструктора-проводника организацией, не имеющей государственной аккредитации организации на право проведения аттестации инструкторов-проводников буду вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в сфере туристской деятельности. Рассмотрение дел об указанном административном правонарушении будет находиться в компетенции суда.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.