Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" (далее - законопроект) разработан в целях устранения пробелов в регулировании вопросов предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, связанного с морским судоходством, в части удаления затонувших судов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
18 мая 2007 г. в Найроби (Кения) принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 года (далее - Конвенция), которая применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства. Государство-участник может распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море.
В соответствии с Конвенцией:
государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому государству об инциденте, после которого судно затонуло;
затронутое государство обязано в срочном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна, а также информировать государство регистрации судна и собственника судна (далее - собственник);
если затонувшее судно представляет опасность, собственник представляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения и удаляет затонувшее судно, представляющее опасность;
если собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее быстрыми способами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды;
собственник судна валовой вместимостью 300 и более должен для покрытия своей ответственности осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение;
свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения, выдается каждому судну валовой вместимостью 300 и более соответствующими органами государства регистрации судна; собственник несет ответственность за расходы на установление места нахождения, обозначение и удаление затонувшего судна;
собственник освобождается от ответственности, если морская авария, в результате которой судно затонуло, произошла по тем же обстоятельствам, при которых собственник судна освобождается от ответственности за загрязнение в соответствии с применимыми нормами соответствующих международных договоров Российской Федерации;
собственник имеет право ограничить свою ответственность на основании любого применимого национального или международного режима;
государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеющего право плавания под его флагом, если оно не имеет указанного свидетельства;
каждое государство-участник обеспечивает, чтобы согласно его национальному законодательству страхование или иное финансовое обеспечение имелось в отношении каждого судна валовой вместимостью 300 и более независимо от места его регистрации, входящего в порт на его территории, подходящего к прибрежному сооружению в его территориальном море или отходящего от него.
Конвенция вступила в силу с 14 апреля 2015 г.
Существенным положением Конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом этих государств, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств.
Для защиты интересов Российской Федерации законопроект содержит оговорку (по аналогии с оговоркой, сделанной Китайской Народной Республикой при присоединении к Конвенции), которая предусматривает отказ Российской Федерации считать себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 Конвенции (обязательные процедуры разрешения споров).
Для исключения разрыва в подходах к международному и национальному законодательному регулированию ограничения и обеспечения ответственности зарегистрированных собственников судов по Конвенции целесообразно распространить действие Конвенции на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Конвенции, путем присоединения к Конвенции с заявлением о распространении применения требований Конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, включая территориальное море.
Применение предусмотренного Конвенцией универсального механизма страхования ответственности в части удаления затонувших судов позволит:
обеспечить финансирование работ, необходимых для осуществления удаления затонувшего имущества собственником этого имущества или администрациями морских портов;
требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений Конвенции;
не вводить дублирующее национальное регулирование, что в свою очередь позволит не снижать конкурентные преимущества российских судов и судовладельцев.
Неучастие Российской Федерации в Конвенции создает ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять положения Конвенции при заходе в воды стран - участниц Конвенции (это в том числе Бельгия, Болгария, Канада, Китай, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Иран, Малайзия, Мальта, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Сингапур, Швеция и Великобритания), но не могут получить в России предусмотренное Конвенцией свидетельство, а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.
Выполняя требования Конвенции в иностранных водах, Российская Федерация в своих морских водах не пользуется преимуществами, которые получает государство - участник Конвенции.
Присоединение к Конвенции отвечает российским интересам.
В соответствии со статьей 17 Конвенции она была открыта для подписания (в том числе с последующей ратификацией) с 19 ноября 2007 г. по 18 февраля 2008 г. и после этого остается открытой только для присоединения.
Необходимость присоединения к Конвенции в форме федерального закона продиктована подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в Конвенции содержатся иные правила, чем предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, в частности Конвенция предусматривает обязательное страхование или иное финансовое обеспечение для покрытия ответственности в отношении удаления затонувших судов.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект и проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Принятие федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" потребует принятия:
1. Федерального закона "О снятии оговорки в отношении применения подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2 Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года".
Срок подготовки законопроекта - 12 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэкономразвития России, Минфин России, МИД России, Минсельхоз России.
2. Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Срок подготовки законопроекта - 12 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минсельхоз России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.