Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1212907-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 7 июня 2020 г. N Пр-932 (абзац четвертый пункта 2 перечня) по итогам совещания о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности 20 мая 2020 г. о принятии при необходимости решений, касающихся установления возможности осуществления на принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения сбыта произведенной ими продукции и пункта 6 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ);
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о кооперации);
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В соответствии с земельным законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не вправе на принадлежащих им земельных участках сельскохозяйственного назначения размещать стационарные торговые объекты и осуществлять в них торговлю произведенной продукцией, поскольку это является нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем в настоящее время у фермеров и сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеется потребность в реализации произведенной продукции не на рынках и ярмарках (ввиду их удаленности), а непосредственно на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых была произведена сельскохозяйственная продукция, поскольку это позволяет существенно снизить издержки, связанные со сбытом произведенной продукции.
К основным принципам земельного законодательства, закрепленным в Земельном кодексе, относятся принципы учета и охраны земли как природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Сфера обращения товаров, то есть сбыта, не входит в понятие сельскохозяйственного производства. Определенное в Земельном кодексе целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения не включает торговлю (сбыт продукции) как вид деятельности.
Включение торговой деятельности в дополнение к целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения будет создавать риски выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота и, как следствие, застройки таких земель стационарными торговыми объектами.
Законопроект направлен на создание правовых оснований для обеспечения возможности реализации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами сбыта произведенной ими продукции (без расширения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения) на принадлежащих им земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи законопроектом предлагается статью 19 Закона о КФХ дополнить пунктом 4, в соответствии с которым реализация фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции собственного производства на принадлежащим фермерскому хозяйству земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для осуществления деятельности фермерского хозяйства, допускается с использованием помещений, расположенных в зданиях, строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, а также в нестационарных торговых объектов, размещаемых без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка. Одновременно вносится аналогичная норма в пункт 2 статьи 4 Закона о кооперации в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Кроме того, вносится корреспондирующее изменение в пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса.
Законопроектом не вводятся новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Действующее законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей и законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения содержат исчерпывающие требования к объектам торговли как в нежилых помещениях жилых домов, так и в нестационарных объектах торговли.
В законопроекте предусматриваются бланкетные (отсылочные) нормы, в соответствии с которыми требования к помещениям, в которых допускается реализация фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции собственного производства, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Контроль за соблюдением указанных обязательных требований осуществляется органами государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках имеющихся полномочий. Ответственность за нарушение обязательных требований и последствия их несоблюдения установлены действующим законодательством Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроектом не вводятся новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Влияние предлагаемого решения на достижение целей утвержденных государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация норм Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления или принятия новых федеральных законов.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Головной исполнитель - Роспотребнадзор.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.