Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 июня 2021 г. N 5.1-01/1821
по Федеральному закону "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 15 июня 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1133062-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 22 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
В Лесной кодекс Российской Федерации вносятся изменения, направленные на уточнение положений, касающихся воспроизводства лесов и лесоразведения. В частности, к видам использования лесов будет относиться создание лесных питомников и их эксплуатация. Предусматривается, что на лесных участках, предоставленных для создания и эксплуатации лесных питомников, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства и возведение некапитальных строений, сооружений, которые предназначены для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и признаются объектами лесной инфраструктуры. Устанавливается, что лесные участки для создания лесных питомников и их эксплуатации государственным (муниципальным) учреждениям будут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Закрепляется, что лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления и осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений. Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и иных связанных с повышением потенциала лесов целях в соответствии с проектом лесоразведения. В целях управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства осуществляется государственный мониторинг воспроизводства лесов, который представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния. Государственный мониторинг воспроизводства лесов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением.
Предусматривается, что невыполнение осуществляющими использование лесов гражданами и юридическими лицами проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Установление правил создания лесных питомников и их эксплуатации, правил лесовосстановления и правил лесоразведения, а также утверждение формы, состава, порядка согласования, оснований для отказа в согласовании проекта лесовосстановления и проекта лесоразведения, а также требования к формату указанных проектов в электронной форме возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Кроме того, Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей) и "к" (административное законодательство и лесное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.