Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-03/1187
по проекту федерального закона N 1153878-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 2 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на регулирование деятельности доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица.
Федеральным законом предусматривается определение в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) следующих понятий:
- доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица как физического или юридического лица, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков,, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица;
- протектора как физического или юридического лица, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности.
Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, распространяется на установление определенного Федеральным законом N 115-ФЗ перечня сведений в отношении иностранной структуры без образования юридического лица о протекторах (при наличии). При этом также предусматривается обязанность клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставлять им информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или протектора.
Также Федеральный закон распространяет требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации на доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, если они осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенный перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, в том числе сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; создание юридических лиц или иностранных структур без образования юридического лица, управление ими, а также их куплю-продажу.
При этом при наличии у доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица любых оснований полагать, что указанные операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он будет обязан уведомить об этом уполномоченный орган, и он не будет вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган соответствующей информации.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения, касающиеся обязанностей юридического лица по раскрытию информации о своих бенефециарных владельцах. Так, наряду с обязанностью юридического лица регулярного (не реже одного раза в год) обновления информации о своих бенефициарных владельцах и документального фиксирования информации вводится обязанность обновления и документального фиксирования такой информации в случае изменения сведений. Также указанные обязанности распространяются на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая, что реализация Федерального закона будет способствовать совершенствованию применяемых мер противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.