Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 июня 2021 г. N 5.1-01/1811
по проекту федерального закона N 1004965-7 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1004965-7 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения многокомпонентных комплексных руд, добываемых на территории Красноярского края", был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 11 августа 2020 года и направлен на снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в отношении добычи многокомпонентной комплексной руды с содержанием никеля не более 0,5 процента на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении изменено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Согласно Федеральному закону обложение НДПИ будет производиться по одной из налоговых ставок (в зависимости от вида полезного ископаемого), умноженной на рентный коэффициент . При этом Федеральным законом устанавливается новый порядок определения и применения рентного коэффициента КРЕНТА (далее - рентный коэффициент, ).
Рентный коэффициент, корректирующий размер ставки НДПИ, был введен в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) с 1 января 2021 года Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 254 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).
При общем значении , равном 1, в отношении твердых полезных ископаемых рентный коэффициент установлен в размере 3,5, за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней. Рентный коэффициент в размере 1 также может применяться в течение пяти календарных лет, следующих за годом начала промышленной добычи соответствующего полезного ископаемого, на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента, при условии заключения с пользователем недр соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Установленный Федеральным законом новый порядок предусматривает расширение условий применения , равного 1, в частности, если деятельность по добыче соответствующих полезных ископаемых на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента, осуществляется налогоплательщиком в связи с выполнением им специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря 2020 года, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Также для отдельных видов полезных ископаемых, в частности, товарных руд цветных металлов, содержащих вольфрам в качестве основного компонента, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Забайкальского края, Приморского края или Республики Бурятия; борных руд, многокомпонентных комплексных руд, содержащих свинец и цинк, и полезных компонентов многокомпонентных комплексных руд, содержащих свинец и цинк (за исключением драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами таких многокомпонентных комплексных руд), добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Приморского края; товарных руд редких металлов, содержащих одновременно титан, ниобий, тантал, редкоземельные металлы, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Мурманской области, рентный коэффициент устанавливается в размере 1 при условии заключения до 31 декабря 2021 года (включительно) организацией, владеющей лицензиями на пользование такими участками недр и не являющейся участником регионального инвестиционного проекта, с Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, соглашения о добыче и сохранении занятости (далее - соглашение).
Согласно Федеральному закону предметом соглашения будет являться предоставление организации права на применение рентного коэффициента, равного 1, при добыче отдельных видов полезных ископаемых на участках недр, указанных в соглашении, на период действия такого соглашения при условии принятия данной организацией на себя обязательств по сохранению численности работников организации на уровне не ниже указанного в соглашении и по обеспечению добычи полезных ископаемых, в отношении которых применяется , равный 1, в объемах и в сроки, предусмотренные соглашением.
Федеральным законом установлены существенные условия соглашения, основания для отказа в заключении соглашения, обстоятельства при которых действие соглашения прекращается. При этом форма соглашения, форма уведомления о прекращении действия соглашения, порядок заключения (прекращения действия) соглашения, внесения в него изменений и осуществления контроля за его исполнением утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается возможность применения равным 0,2 в отношении установленной налоговой ставки 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, до истечения десяти следующих подряд календарных лет, начинающихся с года начала промышленной добычи соответствующих полезных ископаемых, при одновременном выполнении следующих требований: в добываемой на данных участках недр, многокомпонентной комплексной руде, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, содержание никеля составляет не более 0,5 процента и металлов платиновой группы не более 1 грамма на 1 тонну руды; степень выработанности запасов указанных участков недр, по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента; деятельность по добыче таких полезных ископаемых является частью нового инвестиционного проекта, в отношении которого налогоплательщиком заключено и действует соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
Согласно Федеральному закону в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого в соответствии с установленным порядком может принимать несколько значений, в целях обложения НДПИ такого полезного ископаемого используется наименьшее из таких значений.
Полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Однако ни в сопроводительных материалах к рассматриваемому Федеральному закону, ни в материалах к Федеральному закону N 342-ФЗ, Правительством Российской Федерации не были приведены какие-либо расчеты, обосновывающие введение рентного коэффициента, его значение и условия применения в отношении отдельных видов полезных ископаемых и отдельных субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений, которые вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых, что соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах, установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.