Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1860
по проекту федерального закона N 1133539-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1133539-7) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части, касающейся предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 22 марта 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральным законом вносятся в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) изменения, направленные на урегулирование порядка предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
В этих целях Федеральным законом (подпункт "в" пункта 2, подпункт "г" пункта 3 статьи 1) устанавливается требование по срокам заключения соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления о предоставлении из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам субсидий и иных межбюджетных трансфертов (до 15 февраля очередного финансового года).
В случае нарушения указанного срока, бюджетные ассигнования в размере субсидии или иного межбюджетного трансферта могут быть направлены на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи местным бюджетам.
При этом соглашения заключаются на срок, который не может быть менее срока, на который утверждено распределение указанных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями.
Федеральным законом (пункт 3 статьи 1) устанавливается перечень случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а также закрепляются сроки принятия нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации об утверждении распределения между муниципальными образованиями иных межбюджетных трансфертов (до 15 февраля очередного финансового года, за исключением отдельных видов иных межбюджетных трансфертов).
Федеральным законом (подпункт "в" пункта 3 статьи 1) допускается возможность утверждения субъектом Российской Федерации не распределенного между муниципальными образованиями объема иных межбюджетных трансфертов в размере не более 5 процентов от общего объема соответствующего иного межбюджетного трансферта, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов от общего объема указанного иного межбюджетного трансферта, утвержденного на второй год планового периода.
Федеральный закон (подпункт "б" пункта 2, подпункт "в" пункта 3, подпункт "а" пункта 4 статьи 1) дополняет Бюджетный кодекс положениями о том, что повторное распределение между муниципальными образованиями субсидий, иных межбюджетных трансфертов, субвенций, предоставление которых осуществлялось в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году было обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на сумму неиспользованных остатков средств, не осуществляется. Таким образом, предоставление указанных остатков межбюджетных трансфертов возможно только тем муниципальным образованиям, по которым образовались такие остатки.
Федеральный закон (пункт 1 статьи 1) предусматривает возможность направления в текущем финансовом году остатков средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образовавшихся на начало текущего финансового года, на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам бюджетной системы Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Положения Федерального закона должны применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.