Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 июня 2021 г. N 5.1-01/1766
по проекту федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1112338-7) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 февраля 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон направлен на совершенствование процедур администрирования доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этих целях Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению перечня главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации (пункты 16, 17 статьи 1 Федерального закона).
При этом на региональном и муниципальном уровнях перечень главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования должен утверждаться соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Одновременно с этим признаются утратившими силу положения пункта 2 статьи 20, пункта 2 статьи 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), устанавливающие требования об утверждении вышеуказанных перечней законом (решением) о бюджете (пункт 2 статьи 1 Федерального закона).
В целях устранения условий, способствующих росту невостребованной кредиторской задолженности по доходам бюджета закрепляется порядок уточнения невостребованных платежей, учитываемых в бюджете как невыясненные поступления прошлых лет. В частности, такие поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет бюджета. По истечении трехлетнего срока невыясненные поступления признаются прочими неналоговыми доходами бюджета и возврату (уточнению) не подлежат (пункт 3 статьи 1 Федерального закона).
Федеральным законом (пункты 6, 8 и 15 статьи 1) устанавливаются на постоянной основе нормативы зачисления в федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты платы за публичный сервитут в отношении отдельных видов земельных участков. В настоящее время указанные нормативы предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете.
Федеральным законом (пункт 7 статьи 1) предусматривается зачисление в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от уплаты государственной пошлины за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах, что обусловлено Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", наделяющим органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по аттестации указанных специалистов, а также предусматривающим уплату государственной пошлины за выдачу аттестатов (согласно пункту 72 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации ее размер составляет 1 300 рублей).
Федеральным законом (пункт 5 статьи 1) устанавливается отдельный норматив (100 процентов) зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), уплачиваемого на основании налогового уведомления по повышенной налоговой ставке (15 процентов) при превышении суммы доходов 5 млн. рублей.
В связи с этим обращаем внимание, что предусмотренные изменения не нашли своего отражения в финансово-экономическом обосновании к законопроекту. При этом следует учитывать, что в настоящее время НДФЛ, уплачиваемый по повышенной налоговой ставке (15 процентов) при превышении суммы доходов 5 млн. рублей, распределяется по общим нормативам: в федеральный бюджет - 13 процентов, в региональные и местные бюджеты - 87 процентов (статьи 50, 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.6 Бюджетного кодекса).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 2 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 19 статьи 1, который вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.