Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1214051-7 "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" разработан в целях стимулирования развития специальных административных районов, деофшоризации российской экономики.
Законопроектом предусмотрено устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае регистрации такой компании в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом меры по упрощению регистрации международных компаний включают в себя:
1) исключение обязанности предварительного согласования ФАС России в рамках Федерального закона "О защите конкуренции" сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля бенефициарного владельца иностранного юридического лица, зарегистрированного в порядке редомициляции в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О международных компаниях и международных фондах", при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты государственной регистрации и влекут установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным лицом в том же объеме, который существовал до его утраты;
2) упрощение согласования в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля иностранного инвестора, являющегося бенефициарным владельцем иностранного юридического лица, зарегистрированного в порядке редомициляции в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О международных компаниях и международных фондах" и осуществляющего контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты государственной регистрации и влекут установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным лицом в том же объеме, который существовал до его утраты. В частности, при получении ФАС России заключений федеральных органов исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства об отсутствии рисков возникновения угрозы обороны страны и безопасности государства и об отсутствии необходимости вынесения на рассмотрение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации вышеупомянутой сделки, то такая сделка не подлежит вынесению на рассмотрение указанной комиссии.
Поскольку проектируемые законопроектом нормы предусматривают внесение изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (введение исключений из сферы его применения) и в Федеральный закон N 57-ФЗ, то государственный контроль за соблюдением изменяемых обязательных требований будет осуществляться только на основании положений Федерального закона N 57-ФЗ, в случаях, предусмотренных вводимыми нормами, а также принятых в его развитие подзаконных актов, при этом за несоблюдение обязательных требований будут применяться последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона N 57-ФЗ и статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 57-ФЗ, направленных на совершенствования контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, на который, в силу прямого указания пункта 1 части З.1 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не распространяются положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора), следовательно, законопроект не требует его рассмотрения на Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Реализация проекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Реализация полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться сотрудниками уполномоченного органа (ФАС России) в рамках имеющейся штатной численности и в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, поскольку информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в полном объеме, а также контроль за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в настоящее время уже осуществляются уполномоченным органом (ФАС России).
При этом иные органы, запрос заключений которых предусмотрен законопроектом, также в настоящее время уже осуществляют подобные полномочия в рамках подготовки к рассмотрению сделок Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" повлечет за собой внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 838 "Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Правила).
Наименование проекта нормативного правового акта - "О внесении изменений в Правила осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 838".
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - статья 2 законопроекта устанавливает правила применения особого порядка рассмотрения сделок, соответствующих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 2 законопроекта, и влекущих за собой восстановление контроля иностранным инвестором над международной компанией, являющейся хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение и (или) осуществляющей контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в том числе определяет порядок взаимодействия уполномоченного органа (ФАС России) и федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в рамках рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов, предусмотренных законопроектом.
В связи с изложенным требуется внесение в Правила изменений, коррелирующих с положениями законопроекта.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Краткое описание проекта нормативного правового акта - проект нормативного правового акта направлен на устранение неопределенности сроков и оснований принятия федеральными органами исполнительной власти (ФАС России, ФСБ России, Минобороны России) решений в рамках рассмотрения ходатайств о совершении сделок, указанных в пункте 2 статьи 2 законопроекта, иностранных инвесторов в отношении международных компаний, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение и (или) осуществляющих контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также на определение порядка совершения федеральными органами исполнительной власти действий по рассмотрению таких ходатайств.
Предметом правового регулирования проекта нормативного правового акта являются общественные отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами сделок в отношении международных компаний, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение и (или) осуществляющих контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которые соответствуют критериям, указанным в законопроекте, и предварительным согласованием таких сделок.
Проектом нормативного правового акта будут скорректированы положения, аналогичные пунктам 1, 2 статьи 2 законопроекта, об обязанности и порядке направления уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти в области обороны, а также федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности запросов о необходимости рассмотрения ходатайства Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) либо об отсутствии такой необходимости, направления указанными органами соответствующих заключений, а также принятия решения о предварительном согласовании сделки в упрощенном порядке.
Головной исполнитель - ФАС России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, компетенция которых затрагивается законопроектом.
2. Приказ ФАС России от 28 января 2019 г. N 87/19 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Административный регламент N 87/19).
Наименование проекта нормативного правового акта - "О внесении изменений в административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденный приказом ФАС России от 28 января 2019 г. N 87/19".
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта - статья 2 законопроекта устанавливает правила применения особого порядка рассмотрения сделок, соответствующих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 2 законопроекта, и влекущих за собой восстановление контроля иностранным инвестором над международной компанией, являющейся хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение и (или) осуществляющей контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в том числе определяет порядок взаимодействия уполномоченного органа (ФАС России) и федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в рамках рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов, предусмотренных законопроектом.
В связи с изложенным требуется внесение в Административный регламент N 87/19 изменений, коррелирующих с положениями законопроекта.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Краткое описание проекта нормативного правового акта - проект нормативного правового акта направлен на устранение неопределенности сроков и оснований принятия ФАС России, ФСБ России, Минобороны России решений в рамках рассмотрения ходатайств, соответствующих критериям, указанным в законопроекте, а также на определение порядка совершения указанными органами исполнительной власти действий по рассмотрению таких ходатайств.
Предметом правового регулирования проекта нормативного правового акта являются общественные отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами сделок в отношении международных компаний, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение и (или) осуществляющих контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которые соответствуют критериям, указанным в законопроекте, и предварительным согласованием таких сделок.
Проектом нормативного правового акта будет скорректированы положения, аналогичные пунктам 1, 2 статьи 2 законопроекта, об обязанности и порядке направления уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти в области обороны, а также федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности запросов о необходимости рассмотрения ходатайства Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) либо об отсутствии такой необходимости, направления указанными органами соответствующих заключений, а также принятия решения о предварительном согласовании сделки в упрощенном порядке.
Головной исполнитель - ФАС России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, компетенция которых затрагивается законопроектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.