Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1214072-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи"
Досье на проект федерального закона
Вносимый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" (далее - Законопроект) разработан в целях реализации пунктов 2.1, 3.1 раздела XIII Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона N 126-ФЗ присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов - разрешение в письменной форме на использование конкретных радиочастот или радиочастотных каналов с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования.
В целях оптимизации присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения предлагается перейти к реестровой модели.
Предлагаемый подход позволит повысить технологичность процессов, в том числе за счет применения цифровых технологий, в части перехода к реестровой модели, позволит ускорить внедрение цифровых и электронных сервисов как со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, так и со стороны физических и юридических лиц, планирующих использование радиочастотного спектра.
Кроме того, по результатам анализа реестровая модель присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения позволит сократить временные затраты юридическим и физическим лицам, планирующим использование радиочастотного спектра, а также уменьшить их финансовые издержки в связи с отсутствием необходимости ожидания оформления документов, выдаваемых после принятия соответствующих решений на бумажном носителе, поскольку такие решения будут внесены в юридически значимый реестр, публикуемый в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Реализация рассматриваемой реестровой модели обозначена федеральным проектом "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и направлена на более широкое использование высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных и современных цифровых методов взаимодействия граждан, бизнеса и государства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект содержит сведения о разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В рамках контрольно-надзорной деятельности выявляются случаи нарушений обязательных требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдения норм или параметров радиоизлучения.
Ответственность за невыполнение обязательных требований предусмотрена статьей 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За 2019 год было выявлено 30685 нарушений условий использования радиочастотного спектра, установленных решением о выделении полос радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов, использования радиочастотного спектра без соответствующих разрешительных документов.
На основании указанных нарушений было составлено 65868 протоколов об административном правонарушении.
Радиочастотный спектр является ограниченным ресурсом, и регулирование его использования является исключительным правом государства.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление отдельных видов деятельности.
Подпунктом 1 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ к таким видам деятельности отнесено оказание услуг связи.
Федеральным законом, регулирующим оказание услуг связи, является Закон N 126-ФЗ.
Отсутствие закрытого перечня особенностей лицензирования в сфере связи, которые должны быть установлены Законом N 126-ФЗ, приводит к правовой неопределенности в вопросах правоприменения Закона N 99-ФЗ и Закона N 126-ФЗ.
Законопроект устанавливает закрытый перечень особенностей лицензирования в сфере связи, исходя из сложившейся правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Законопроект также учитывает требования Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ).
Законом N 478-ФЗ внесены изменения в Закон N 99-ФЗ и Закон N 126-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступает в силу 1 января 2021 г.
Законом N 478-ФЗ внесено изменение в Закон N 126-ФЗ в части переоформления лицензии на оказание услуг связи при внесении в лицензию изменений или дополнений, касающихся наименований услуг связи, территории, на которой действует лицензия, или использования радиочастотного спектра.
Законопроектом указанная норма скорректирована.
В целях исключения коллизий права (вступление в силу одновременно двух федеральных законов с разными редакциями одной статьи) предлагается установить дату вступления в силу Законопроекта с 1 марта 2022 г.
В перечне актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи", отражена необходимость принятия постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи", признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", а также внесения изменений в четыре постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок оказания государственных услуг в сфере связи и массовых коммуникаций.
Законопроект подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выделения конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 25", предусматривающего внесение изменений в требования к содержанию заявления на выделение конкретной радиочастоты и приложений к нему в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Минцифры России, соисполнитель - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
2. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171", предусматривающего внесение изменений в основания для установления и взимание платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Минцифры России, соисполнитель - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
3. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539", предусматривающего внесение изменений в основания для регистрации радиоэлектронных средств гражданского назначения в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Минцифры России, соисполнитель - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
4. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 175", вносящего изменения в критерии для проведения мероприятий по радиоконтролю в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Минцифры России, соисполнитель - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
5. Принятия приказа Минцифры России "О внесении изменений в Методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденную приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 июня 2011 г. N 164", вносящего изменения в основания для расчета платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Минцифры России, соисполнитель - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
6. Принятия приказа Роскомнадзора "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденный приказом Роскомнадзора от 4 марта 2019 г. N 42", предусматривающего изменение сроков, последовательности административных процедур при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также формы документов, получаемых заявителем по результатам предоставления государственной услуги.
Разработчик - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
7. Принятия приказа Роскомнадзора "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, утвержденный приказом Роскомнадзора от 22 октября 2018 г. N 154", предусматривающего внесение изменений в основания для регистрации радиоэлектронного средства в части введения понятия реестровой записи Единого реестра частотных присвоений.
Разработчик - Роскомнадзор.
Срок принятия - ноябрь 2021 г.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.