Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1172610-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях усиления госконтроля за оборотом оружия)",
внесенному депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Пискаревым, сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150- ФЗ) и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), предусматривающие, в частности, ограничение доступа к оружию лиц, имеющих медицинские противопоказания к владению оружием, исключение возможности проведения медицинского освидетельствования частными медицинскими организациями, формирование медицинского заключения в виде электронного документа и размещение его в реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе здравоохранения, доступ к указанному реестру федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, и регулирование иных вопросов, связанных с основаниями и порядком проведения медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного медицинского освидетельствования, и информационного взаимодействия по результатам его проведения.
Положения частей пятой, седьмой, восьмой статьи 6.1 Закона N 150-ФЗ не учитывают, что положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 91.1 Закона N 323-ФЗ). В свою очередь, положения, изложенные в частях третьей, четвертой, десятой и одиннадцатой указанной статьи Закона N 150-ФЗ, о формировании медицинского заключения, порядке проведения медицинского освидетельствования и другие, отнесены к полномочию соответствующего федерального органа исполнительной власти (Минздрава России).
Кроме того, проектируемые положения частей семь и девять статьи 6.1 Закона N 150-ФЗ предполагают передачу в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения информации о выявлении у владельца оружия при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи заболеваний, препятствующих владению оружием, при этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, получив такую информацию в рамках информационного взаимодействия, наделяется полномочием выдавать владельцу оружия предписание о необходимости прохождения внеочередного медицинского освидетельствования. При этом проект не содержит каких-либо положений об объеме информации, необходимой для принятия соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, а также не согласуется с пунктом 4 части 3 статьи 91.1 Закона N 323-ФЗ, поскольку сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, носят обезличенный характер.
Изменения в часть четвертую статьи 13 Закона N 323-ФЗ по существу предусматривают новый случай предоставления сведений, составляющих врачебную тайну - для целей информирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, об оформленных медицинских заключениях об отсутствии медицинских противопоказаний либо о выявленных заболеваниях владельца оружия либо лица, обратившегося с заявлением о получении лицензии на приобретение оружия, или лица, которому выдана лицензия на приобретение оружия. Сама по себе цель "информирования" об одном из оснований выдачи лицензии не является предметом данной статьи и врачебной тайны в целом. Врачебная тайна состоит из сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении (часть 1 статьи 13 Закона N 323-ФЗ). Раскрытие сведений о конкретных лицах, в том числе об их заболеваниях и медицинских манипуляциях с ними, использование этих сведений, не отвечает принципам Закона N 323-ФЗ и цели законопроекта - усиление государственного контроля за оборотом оружия.
В проектируемом пункте 4.1 части 4 статьи 13 Закона N 323-ФЗ наименование федерального органа исполнительной власти следует привести в соответствие с терминологией части 2 статьи 14 указанного Закона.
В новых частях 4.1 и 4.2 статьи 65 Закона N 323-ФЗ предусмотрено создание Федерального реестра документов, подтверждающих результаты медицинского освидетельствования, который носит строго персонифицированный характер. Однако проектируемая норма не соответствует положениям статьи 91.1 Закона N 323-ФЗ об обезличивании сведений. Кроме того, указанные положения не являются предметом данной статьи. При этом предлагаемые изменения в статью 91.1 Закона N 323-ФЗ (пункт 4 статьи 2 законопроекта) также не отменяют принцип обезличивания сведений (новая редакция пункта 4 статьи 91.1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 4 статьи 91.1" следует читать "пункта 4 части 3 статьи 91.1"
Отсутствует необходимость дополнения статьи 91.1 Федерального закона N 323-ФЗ новым пунктом 5.1, поскольку все манипуляции, описываемые в этой норме - медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования - охватываются понятием "медицинское вмешательство" и во взаимосвязи с понятием "медицинская услуга" включаются в понятие "медицинская помощь".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 91.1" следует читать "части 3 статьи 91.1"
Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении проект федерального закона N 760345-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии", также предусматривающий порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие противопоказаний к владению оружием и механизм межведомственного информационного взаимодействия между медицинскими организациями и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В наименовании законопроекта слова "(в целях усиления госконтроля за оборотом оружия)" следует исключить.
Иные замечания юридико-технического и лингвистического характера по тексту законопроекта переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.