Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 апреля 2021 года (протокол N 310 пункт 22) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на упрощение порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации (далее - Арктическая зона) и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, а также стимулирование освоения земельных участков, предоставленных гражданам по программе "Дальневосточный гектар".
Законопроектом предлагается участникам программы "Дальневосточный гектар", успешно освоившим землю и оформившим её в собственность или длительную аренду, взять дополнительный "гектар". Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 01.05.2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ).
Программа "Дальневосточный гектар" начала действовать с 2016 года за более чем 4 года действия программы земельный участок на Дальнем Востоке получили 91786 граждан. Учитывая успешный опыт выдачи гражданам дальневосточного гектара, законопроектом предлагается распространить действие программы на территорию Арктической зоны, а также на определенные территории Севера и Сибири. При этом необходимо отметить, что в данном случае граждане вправе выбирать земельные участки только на специально выделенных для этого территориях, определенных законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что субъект Российской Федерации при принятии соответствующего закона должен учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и согласовывать проект закона с Минвостокразвития России, а также с общественным советом Арктической зоны.
Учитывая существенное расширение территории действия Федерального закона N 199-ФЗ, предлагается изложить его наименование в новой редакции: "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Также необходимо отметить, что порядок получения арктических гектаров предлагается осуществить в два этапа. На первом этапе в первые 6 месяцев действия закона право на получение земельных участков будут иметь граждане, зарегистрированные в соответствующих субъектах и муниципальных образованиях, на втором этапе по истечении этого срока, таким правом сможет воспользоваться любой гражданин Российской Федерации, включая участника государственной программы по переселению соотечественников.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения будут стимулировать граждан осваивать предоставленные земельные участки, что позволит вовлечь в хозяйственный оборот значительное количество неиспользуемых земель, а также будет способствовать увеличению налоговых доходов в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту, принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
По мнению Комитета, законопроект будет способствовать привлечению населения на постоянное место жительства на территории Арктической зоны и в целом положительно скажется на экономическом состоянии представленных в законопроекте регионов.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.