Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1215475-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, Федеральный закон, соответственно) подготовлен Минтрансом России в соответствии с пунктом 88 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, и с пунктом 15.5.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по указанному национальному проекту от 13 февраля 2019 г. N 1.
Законопроектом предлагается исключить из действующей редакции Федерального закона N 443-ФЗ полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения по утверждению методических рекомендаций по определению размера платы за пользование платными парковками.
В целях обеспечения возможности привлечения уполномоченными органами подрядных организаций к выполнению работ по установке, замене, демонтажу и содержанию технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования законопроектом предлагается формулировку полномочий органов государственной власти разных уровней и органов местного самоуправления дополнить словом "обеспечение" установки, замены, демонтажа и т.д.
Частью 7 статьи 11 Федерального закона N 443-ФЗ установлено, что размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается.
Вместе с тем, пунктом 2 части 2 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки.
Таким образом, в случае если временные ограничения или прекращения движения транспортных средств не превышают сутки, разработка проектов организации дорожного движения не предусматривается. Вместе с тем введение данных ограничений связано с размещением технических средств организации дорожного движения, которые не допускается устанавливать без проекта организации дорожного движения.
В целях обеспечения оперативного устранения последствий чрезвычайных происшествий законопроектом предусмотрено введение упрощенной процедуры утверждения проекта организации дорожного движения, на период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок менее двух суток при проведении аварийно-восстановительных работ.
В действующей редакции Федерального закона N 443-ФЗ отсутствует обязанность разработки и утверждения комплексных схем организации дорожного движения для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. При этом необходимость комплексного подхода к планированию организации дорожного движения в данных городах особенно очевидна. В связи с этим законопроектом вводится указанная обязанность.
В действующей редакции Федерального закона N 443-ФЗ предусмотрена возможность разработки комплексных схем организации дорожного движения на территорию нескольких муниципальных образований. В целях обеспечения возможности реализации данной нормы законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона от б октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой статьей 69.1, которой предусмотрена возможность совместной разработки и утверждения комплексных схем организации дорожного движения органами местного самоуправления.
В настоящее время перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационные требования к ним утверждены приказом Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 487 (зарегистрирован в Минюсте России 4 марта 2019 г., регистрационный N 53936).
Указанным приказом Минтранса России установлено, что специалисты по организации дорожного движения, в том числе должны иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать типовые дополнительные профессиональные программы подготовки специалистов в сфере организации дорожного движения.
В связи с этим предлагается наделить Минтранс России указанными полномочиями.
Подпунктом "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 марта 2016 г. Минтрансу России предписано обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих проведение независимого аудита безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и на объектах улично-дорожной сети.
Во исполнение указанного поручения Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности дорожного движения", которым утверждаются правовые основания для проведения аудита безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения представляет собой контроль деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения, то есть контроль за деятельностью государственных органов при осуществлении ими властных полномочий.
Таким образом, указанный вид контроля является одним из направлений внутреннего аудита.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается исключить положения, регулирующие федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения.
В частности, предлагается признать утратившей силу статью 19 Федерального закона N 443-ФЗ, а также пункт 40 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон N 443-ФЗ, дополнив отдельные его положения словами "муниципальный округ".
В целях соотнесения норм законодательства Российской Федерации в части организации платных парковок, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определение методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах соответствующей подведомственности.
В действующей редакции Федерального закона N 443-ФЗ к полномочиям органов государственной власти разных уровней относится, в том числе организация и мониторинг дорожного движения на соответствующих автомобильных дорогах.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Минтранса России от 13 ноября 2018 г. N 406 "Об утверждении Классификации работ по организации дорожного движения и о внесении изменений в Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденную приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402" к работам по организации дорожного движения относится, в том числе мониторинг дорожного движения.
В связи с этим, законопроектом предлагается исключить полномочия по мониторингу дорожного движения как избыточные."
Так же законопроектом предлагается дополнить перечень организаций, с которыми подлежит согласованию проектная документация по организации дорожного движения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Кроме того, в целях реализации указанного предложения законопроектом предусматривается внесение соответствующего изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Федерального закона не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Реализация Федерального закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Реализация Федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона не повлечет установления новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с пунктом 3 "б" Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности по организации дорожного движения" повлечет необходимость:
1) признания утратившим силу приказа Минтранса России от 30 июля 2020 г. N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения";
2) издания приказа Минтранса России "О требованиях к составу и содержанию документации по организации дорожного движения";
3) издания приказа МВД России "О порядке выдачи заключений в отношении документации об организации дорожного движения";
4) издания приказа Минтранса России "О типовой дополнительной профессиональной программе в области организации дорожного движения". Указанные акты будут изданы не позднее чем за 90 дней до вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.