Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным, сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается урегулировать порядок и условия осуществления иностранными лицами деятельности в сети "Интернет" с использованием информационных ресурсов, "доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации". Наряду с этим устанавливаются меры понуждения к исполнению указанными иностранными лицами требований законодательства Российской Федерации.
Положения статьи 14 проекта, в которой идет речь о "кредитных организациях, платежных агентах, операторах связи, операторах почтовой связи", следует соотнести с перечнем субъектов национальной платежной системы, определенных Федеральным законом "О национальной платежной системе". Кроме того, в отношении части 2 указанной статьи проекта, предусматривающей создание "перечня лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств", обращаем внимание, что аналогичный перечень предлагается также проектом федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. статью 5.1 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статью 6.2 Федерального закона "О лотереях" в редакции указанного проекта).
Отдельные положения проекта нуждаются в редакционной доработке.
Так, в проекте используется формулировка "осуществление деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Отмечаем, что в ряде законодательных актов Российской Федерации речь идет об осуществлении деятельности "с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (см., например, статью 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статью 18.1 Федерального закона "О персональных данных", статью 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации").
Использование понятий "российские лица", "российские физические и юридические лица", "российские граждане и организации" (см., например, статью 2, пункт 4 части 1 статьи 4, пункт 1 статьи 5 проекта) необходимо унифицировать.
Положения абзацев первого и второго преамбулы проекта требуют соотнесения друг с другом в части указания на лиц без гражданства.
Полагаем, что в статье 10 проекта следует вести речь о перечне оснований применения мер понуждения в отношении иностранных лиц, а не случаях их применения.
Содержащееся в статье 18 проекта указание на применение дисциплинарной ответственности с учетом предмета проектируемого федерального закона представляется некорректным.
В отношении части 1 статья 19 проекта, предусматривающей вступление в силу проектируемого федерального закона со дня его официального опубликования (за исключением нормы пункта 3 статьи 5), обращаем внимание, что для реализации ряда проектируемых положений требуется разработка и принятие подзаконных нормативных правовых актов (см. часть 3 статьи 4, часть 3 статьи 6, часть 1 и пункт 2 части 3 статьи 8,часть 3 статьи 11 проекта).
Положение части 3 статьи 19 проекта, согласно которому соответствующие положения "вступают в силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона", являются излишним.
Поскольку отдельные положения проекта касаются выполнения Центральным банком Российской Федерации своих функций (см., например, статью 14 проекта), обращаем внимание, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проект подлежит направлению на заключение в Центральный Банк Российской Федерации.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.