Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1078406-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" внесен депутатом Государственной Думы Д.А. Морозовым, сенатором Российской Федерации И.Ю. Святенко, а также Ю.В. Кобзевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1078406-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", внесенный депутатом Государственной Думы Д.А. Морозовым, сенатором Российской Федерации И.Ю. Святенко, а также Ю.В. Кобзевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предполагается внести изменения в часть 3 статьи 10 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) и в часть 2 статьи 52 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), предусматривающие введение альтернативного квалификационного требования о наличии свидетельства об аккредитации специалиста помимо действующего требования о наличии сертификата специалиста у руководителя юридического лица или его структурного подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также у физического лица, осуществляющего фармацевтическую деятельность.
Комитет отмечает, что, в настоящее время, согласно части 1 и части 2 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 1.1 и частью 2 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, по мнению Комитета, реализация нормы законопроекта направлена на уточнение и приведение в соответствие с Федеральным законом N 323-ФЗ профессиональных требований к руководителям юридического лица или руководителям соответствующего подразделения юридического лица, которые могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) культивирование наркосодержащих растений, а также профессиональных требований к физическим лицам, которые могут осуществлять фармацевтическую деятельность.
Вместе с тем Комитет отмечает, что положения статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ являются общими для руководителей всех категорий юридических лиц и руководителей их структурных подразделений, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений. Для осуществления деятельности, связанной с использованием наркотиков в научных и учебных целях, для решения экспертных задач и культивирования наркосодержащих растений требования к руководителям организации о наличии свидетельства об аккредитации специалиста представляются излишними. В связи с чем распространение на них требований Федерального закона N 323-ФЗ в части наличия свидетельства об аккредитации специалиста требует корректировки с учетом положений Федерального закона N 3-ФЗ.
Также Комитет акцентирует внимание, что положения статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ распространяются на специалистов с ветеринарным образованием. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" возможность предоставления свидетельства об аккредитации не предусмотрена для специалистов в области ветеринарии, между тем, в указанном Законе используется понятие "аттестация специалистов", что требует корректировки.
Учитывая замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитет обращает внимание на необходимость определения в законопроекте термина "свидетельство об аккредитации специалиста", а также нормы, связанной с закреплением полномочий по определению механизма реализации проектируемой нормы за конкретным государственным органом.
Исходя их вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1078406-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" с учетом приведенных замечаний, которые подлежат рассмотрению в установленном порядке при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 26 мая 2021 года (протокол N 167).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.