Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1119605-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы А.К. Луговым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), согласно которым банковским платежным агентам (субагентам) предоставляется право на прием наличных денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для зачисления указанных средств на их банковские счета.
Положения проектируемой части 2.1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ аналогичны положениям части 2 указанной статьи, в связи с указанным полагаем возможным включить проектируемые положения в часть 2.
Положения проектируемой части 3.1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ не согласуются с положениями части 1 и проектируемой части 2.1 названной статьи в части указания на то, что привлечение банковского платежного агента и банковского платежного субагента осуществляется на основании договора между оператором по переводу денежных средств, привлекшим банковского платежного агента, и оператором по переводу денежных средств, открывшим банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя, на который производится зачисление принятых от указанных лиц наличных денежных средств.
Из положений проектируемой части 3.2 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ не ясно, чем положения названной части отличаются от положений проектируемой части 3.1 названной статьи, тогда как обе части устанавливают одновременное соблюдение условий, указанных в пунктах 1 - 9 части 3.1, операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами при привлечении банковского платежного агента и банковского платежного субагента соответственно.
В пункте 3 проектируемой части 3.1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ следует указывать на обязанность банковского платежного агента (субагента) по списанию со специального банковского счета денежных средств, принятых от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в пользу оператора по переводу денежных средств.
Дополнение части 5 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ ссылкой на пункт 2 проектируемой части 3.1 данной статьи считаем необоснованной, поскольку в части 5 речь идет об использовании специального банковского счета именно при приеме платежей физических лиц в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью платежного агента.
Принимая во внимание, что организация обращения наличных денежных средств на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России, полагаем достаточным закрепление в проектируемой части 13 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ полномочия Банка России по установлению порядка внесения банковскому платежному агенту (субагенту) наличных денежных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для зачисления таких средств на их банковские счета (далее - порядок внесения наличных денежных средств). Положения договоров между операторами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами носят частно-правовой характер и не должны противоречить общим требованиям к порядку внесения наличных денежных средств, устанавливаемым нормативными актами Банка России, в связи с чем полагаем необходимым исключить из проектируемой части 13 указания на такие договоры.
Из предлагаемых законопроектом изменений в абзац 26 статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ не ясна цель включения в понятие "расчеты" действий банковских платежных агентов (субагентов) по приему (получению) от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличных денежных средств для их зачисления на банковские счета названных лиц, поскольку отношения между названными субъектами носят посреднический характер.
Учитывая, что в законопроекте определены положения, относящиеся к деятельности Банка России, необходимо соблюдение требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.