Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1042084-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, И.А. Торощиным, С.В. Марининым, Н.В. Березиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Норма аналогичного характера предусмотрена в пункте 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Таким образом, указанные федеральные законы предоставляют субъекту Российской Федерации право самостоятельно регламентировать вопрос о применении на выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации пропорциональной либо смешанной избирательной системы.
Проектом федерального закона предлагается установить, что все депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Следовательно, субъекты Российской Федерации лишаются права выбора избирательной системы, поскольку возможно применение только пропорциональной избирательной системы. Такой подход не согласуется с принципом федерализма.
Кроме того, рассматривая предлагаемое ограничение права субъектов Российской Федерации на выбор избирательной системы, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, при этом возможные ограничения этих прав федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О).
Законопроектом из статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ "Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований" исключаются нормы, регламентирующие поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. Данный вопрос регулируется новой проектной статьей 35.2 "Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований". При этом в ее пункте 2 речь идет о поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что не является предметом статьи. Кроме того, аналогичное положение обоснованно уже содержится в статье 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.