Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1042084-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов и распределения депутатских мандатов)
внесен - депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, И.А. Торощиным, С.В. Марининым, Н.В. Березиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту (далее - Комитет) рассмотрел представленный проект федерального закона.
Проектом федерального закона предлагаются изменения, согласно которым все депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Законопроектом также предусматривается, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, муниципального округа, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются по пропорциональной избирательной системе.
Касаясь вопроса применения различных избирательных систем на выборах в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определение от 03.07.2014 N 1565-О указал, что законодатель при выборе того или иного вида избирательной системы, при закреплении в законе соответствующих механизмов, средств и методов, выработке избирательных процедур обладает широкой дискрецией, определяемой, в частности, историческими и социально-политическими условиями, складывающимися на том или ином этапе развития страны, что позволяет ему при регламентации избирательных процедур принять решение, от которого зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Данная позиция отражена также в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2006 N 7-П, от 07.07.2011 N 15-П, от 19.12.2013 N 28-П, от 15.04.2014 N 11-П и др.
В то же время, предлагаемая новация, закрепляя конкретный (единственный) вид избирательной системы для распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах соответствующих муниципальных образований, лишает субъекты Российской Федерации усмотрения (различных подходов) при выборе вида избирательной системы, которая бы в наибольшей мере учитывала особенности данного субъекта Российской Федерации и отдельных его территорий. Такой подход не согласуется с принципом федерализма.
Комитет также отмечает, что авторы законопроекта не привели практических обоснований (статистических данных, анализа результатов выборов и пр.) необходимости и целесообразности изменения законодательно закрепленного порядка распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах соответствующих муниципальных образований. Также отсутствуют пояснения, как законодательно закрепленный в настоящее время порядок распределения депутатских мандатов указанных представительных органов нарушает конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, либо препятствует реализации их избирательных прав.
Комитет полагает, что действующее нормативно-правовое регулирование, устанавливающее правила распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах муниципальных образований, в полной мере отвечает конституционным принципам федерализма и обеспечивает достаточный уровень гарантий реализации избирательных прав граждан на региональных и муниципальных выборах.
Правительство Российской Федерации, согласно представленному официальному отзыву (исх. от 29.12.2020 N 12776п-П14), данный проект федерального закона не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концепцию данного законопроекта не поддерживает.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает необходимой доработку законопроекта.
В связи с изложенным, Комитет полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе данный проект федерального закона отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.