Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1093689-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти"
внесен депутатом Государственной Думы И.А. Яровой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", предусматривающие нанесение на памятники Великой Отечественной войны информационной надписи и обозначения, содержащих информацию о памятнике и позволяющих ознакомиться с исторической справкой о событиях с помощью QR-кода. Порядок установки информационных надписей и требования к ним будут определяться Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом устанавливаются нормы о порядке составления паспортов воинских захоронений и содержании указанных захоронений, в том числе о составлении (обязательно) исторической справки, содержащей сведения о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, направленные на установление полномочий субъектов Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе по содействию деятельности общественных организаций, осуществляющие поисковые работы, и обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Содержащийся в законопроекте подход способствует реализации положений Конституции Российской Федерации о сохранении памяти о защитниках Отечества, об обеспечении защиты исторической правды и недопущения умаления значения подвига нашего народа при защите Отечества.
Вместе с тем Комитет отмечает следующее.
Статьей 3 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", наделяющим органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области сохранения и реставрации памятников ВОВ, предусмотренными Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее - Закон N 80-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 80-ФЗ сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
При этом порядок отнесения памятников Великой Отечественной войны к федеральному, региональному или местному (муниципальному) значению ни указанным Федеральным законом, ни законопроектом не урегулирован.
В настоящее время федеральное, региональное или местное (муниципальное) значение имеют только объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" полномочия по содержанию объектов культурного наследия возложены на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, находящихся в их собственности, независимо от категории таких объектов.
Законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации содействие деятельности органов местного самоуправления по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Тем самым дублируются закрепленные за органами местного самоуправления полномочия по содержанию и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Такой подход противоречит статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отмечаем также, что Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в частности уже определяет, что порядок паспортизации и централизованного учета воинский захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также устанавливает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества аналогичные полномочиям, предлагаемым в законопроекте. Таким образом, отдельные положения законопроекта утратили актуальность и нуждаются в согласовании с указанным Федеральным законом N 119-ФЗ.
Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по делам национальностей, являющиеся соисполнителями, поддерживают концепцию законопроекта.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает концепцию законопроекта.
На законопроект получены отзывы от 41 законодательного и 54 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них:
- от 30 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы;
- от 1 субъекта Российской Федерации получены отрицательные отзывы;
- мнение 31 субъекта Российской Федерации следует считать не выраженным, поскольку позиции законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации разделились или одного из них представлены не были.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.