Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1129333-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" (о расширении сфер применения упрощенной и патентной систем налогообложения),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Катасоновым, Д.С. Пьяных (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается внесение изменений в главы 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на значительное расширение сфер применения упрощенной и патентной систем налогообложения. В частности, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), предлагается увеличить величину предельного размера доходов, позволяющую налогоплательщикам сохранять право на применение указанного специального налогового режима, а также остаточную стоимость основных средств (со 150 до 300 млн. руб.). В части патентной системы налогообложения (далее - ПСН) предлагается предоставить право ее применения не только индивидуальным предпринимателям, но и организациям, а также увеличить среднюю численность наемных работников (с 15 до 50 человек) и предельную величину доходов (с 60 до 150 млн.рублей). Кроме того, субъектам Российской Федерации предлагается предоставить право уменьшать налоговую ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, до 4% на период 2021 года для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, а для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, - устанавливать налоговую ставку в размере 0%.
Комитет отмечает, что предельный размер доходов налогоплательщика, позволяющий применять УСН, был увеличен Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и составляет в настоящее время не 150 млн.рублей (как это указано в законопроекте), а 200 млн.рублей.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 137-О-П должен соблюдаться принцип, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Учитывая непродолжительный период действия текущей нормы, внесение предлагаемых изменений представляется преждевременным.
В части предлагаемых изменений в ПСН Комитет считает необходимым отметить следующее.
ПСН представляет собой один из самых льготных режимов налогообложения, преимущества которого состоят именно в упрощенном порядке исчисления и уплаты налога в виде доли возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (который рассчитывается в зависимости от условий осуществления конкретных предпринимательской деятельности на определенной территории), а также в освобождении от уплаты ряда налогов (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость).
При применении индивидуальными предпринимателями ПСН расчет налога происходит на этапе его приобретения и не зависит от реального дохода индивидуального предпринимателя. При этом отсутствует обязанность ведения бухгалтерского учета и сдачи налоговой отчетности в налоговый орган.
Предложение о предоставлении права применения ПСН организациям поддержки не находит как противоречащее концепции указанного специального налогового режима.
Вместе с тем следует учитывать, что в целях создания наиболее благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства был принят Федеральный закон от 23.11.2020 N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", значительно расширивший сферу применения ПСН за счёт распространения возможности её применения в отношении любых видов предпринимательской деятельности по усмотрению субъекта Российской Федерации (предусмотренных ОКВЭД), за исключением тех, в отношении которых Кодексом установлен прямой запрет на применение к ним указанного специального налогового режима. Предоставление при этом субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий по определению конкретного перечня видов деятельности для применения на своей территории и иных условий налогообложения позволит им устанавливать наиболее оптимальные варианты налогообложения для различных категорий хозяйствующих субъектов, а также иметь возможность формировать доходную базу от поступлений соответствующего налога с учетом интересов бюджетов местных уровней.
Комитет также обращает внимание, что, по мнению авторов законопроекта, изложенному в финансово-экономическом обосновании к нему, его принятие не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета. Вместе с тем, Комитет полагает, что реализация рассматриваемых предложений повлечет за собой расширение сфер применения ПСН и УСН, а значит, и расширение круга лиц, применяющих указанные специальные налоговые режимы, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет уменьшения поступлений от налогов, от уплаты которых освобождены соответствующие категории налогоплательщиков. Реализация предлагаемых мер требует проведения расчетов соответствующих сумм выпадающих доходов, а также предложений об источнике их компенсации.
В законопроекте также отсутствуют положения, регламентирующие порядок вступления в силу Федерального закона.
На законопроект имеется отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального N 1129333-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.