Заключение Счетной палаты РФ от 11 мая 2021 г. N ЗСП-121/03-01
на проект федерального закона N 1129333-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1129333-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о расширении сфер применения упрощенной и патентной систем налогообложения) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 12 апреля 2021 г. N 308).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие предоставление организациям права перехода на патентную систему налогообложения (далее - ПСН), предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих ПСН, увеличение пороговых значений предельного размера доходов и средней численности работников для применения ПСН и пороговых значений предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств налогоплательщика для применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
В отношении предоставления организациям права перехода на ПСН отмечаем, что с учетом расширения критериев перехода на ПСН, предлагаемых законопроектом (численность работающих до 50 человек, сумма полученного дохода до 150 млн. рублей) применительно к организациям, может возникнуть конкуренция между налоговыми режимами УСН и ПСН.
Данная конкуренция может в свою очередь привести к появлению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку организации в зависимости от вида деятельности, который они осуществляют, смогут выбирать режим с наименьшей налоговой нагрузкой.
Применительно к повышению пределов применения УСН отмечаем, что предлагаемые законопроектом значения (величина годового дохода до 300 млн. рублей в год, остаточная стоимость основных средств до 300 млн. рублей) могут быть признаны актуальными в том случае, если значительная часть налогоплательщиков, применяющих УСН, в настоящее время имеет доходы около 200 млн. рублей в год и остаточную стоимость основных средств около 150 млн. рублей, в силу чего установленные в настоящее время пределы могут быть признаны недостаточными. Вместе с тем такая информация в материалах к законопроекту отсутствует.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения как в части расширения пределов применения УСН и ПСН, так и в части предоставления права субъектам Российской Федерации снижать налоговую ставку по ПСН до 4% и даже в отдельных случаях до 0% приведут к появлению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют сведения об объемах выпадающих доходов и источниках компенсации указанных потерь.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.