Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1219896-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение пункта 5 части V перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 26 августа 2020 г. N ММ-П47-9866 по итогам поездки в Дальневосточный федеральный округ 13-18 августа 2020 г.
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проект федерального закона предусматривает установление административной ответственности собственников затонувших судов (затонувшего имущества) за нарушение установленного законодательством в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта требований по удалению затонувшего имущества, в том числе сроков удаления затонувшего имущества, требований о наличии на судне свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, а также за утилизацию морского судна путем его затопления (подтопления) в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также в акватории Северного морского пути или утилизацию судна путем его затопления (подтопления) на внутренних водных путях Российской Федерации.
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит как составов административных правонарушений, относящихся к нарушению требований по удалению затонувшего имущества, в том числе сроков удаления затонувшего имущества, требований о наличии на судне свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, а также за утилизацию морского судна путем его затопления (подтопления), так и соответствующих административных штрафов.
По оценке Росморречфлота подъем затонувшего в море и на внутренних водных путях имущества, является трудоемкой задачей и должен осуществляться с учетом имеющихся особенностей конкретной ситуации (размеры и тип судна, его положение на грунте и глубину затопления, гидрометеорологические и климатические особенности района нахождения судна, количество необходимых сил и средств для осуществления подъема, а также удаленность данного района от места утилизации судна).
Производство судоподъемных работ в прибрежных водах сопряжено с необходимостью проведения дорогостоящих процедур разработки проектов оценки воздействия работ по подъему судов на окружающую среду, получения положительных заключений государственной экологической экспертизы и разрешений на производство работ со стороны органов Росприроднадзора.
Каждый судоподъем является уникальной технологической операцией, но в любом случае затраты на такую операцию исчисляются десятками, а иногда и сотнями миллионов рублей.
Например, итоговая сумма невозмещенных затрат на подъем судна "Бешикташ" в акватории Черного моря составила 21,1 млн. рублей.
Размер затрат на подъем 12 затонувших в акваториях восточных морей судов составил 89,7 млн. рублей.
По информации капитанов морских портов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, выявлено всего 258 затонувших судов, из которых в акваториях морских портов находятся:
Морской порт Петропавловск-Камчатский - 4 судна;
Удаленный морской терминал Усть-Камчатск - 68 судов;
Морской порт Корсаков - 5 судов;
Морской порт Шахтерск - 10 судов;
Морской порт Невельск с терминалами на Курильских островах - 16 судов;
Морской порт Поронайск - 1 судно;
Морской порт Александровск-Сахалинский - 2 судна;
Морской порт Холмск - 3 судна;
Морской порт Анадырь - 3 судна;
Морской порт Провидение - 2 судна;
Морской порт Эгвекинот - 5 судов;
Морской порт Ольга - 15 судов;
Морской порт Находка - 1 судно;
Морской порт Посьет - 5 судов;
Морской порт Владивосток - 4 судна;
Морской порт Тикси - 3 судна;
Морской порт Ванино - 10 судов;
Морской порт Советская Гавань - 4 судна;
Морской порт Охотск -3 судна;
Морской порт Николаевск на Амуре - 3 судна;
Морской порт Магадан - 11 судов;
В акватории Авачинской губы - 80 судов. Указанные суда внесены в данный перечень по предложению Правительства Камчатского края исходя из необходимости их удаления с целью повышения туристической привлекательности полуострова и сохранения природной ценности региона.
Из них:
79 судов находятся в доступности с береговой черты, оценочная стоимость их удаления - 1,047 млрд. рублей;
109 судов недоступны с береговой черты, предварительные затраты на их удаление - 34,1 млрд. рублей.
по 70 судам, находящимся в Авачинской губе, провести оценку стоимости подъема не представляется возможным ввиду отсутствия сведений об их масса-габаритных характеристиках.
Также, по 59 затопленным судам известны собственники и капитаны морских портов, в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации "Дорожной картой", издали распоряжения в их адрес о необходимости подъема и утилизации имущества.
По результатам проведенного анализа и рабочей информации от компаний, занимающихся подъемом затонувших судов, стоимость удаления затонувших судов оценивается следующим образом:
визуализированные суда, доступные с береговой черты - 7 тыс. рублей за тонну;
визуализированные суда недоступные с береговой черты - 30 тыс. рублей за тонну;
невизуализированные суда, затопленные на глубине до 20 метров - до 2,5 млн. рублей за тонну;
невизуализированные суда, затопленные на глубине более 20 метров подъему не подлежат, в случае представления экологической опасности возможно использование индивидуальных технологий по удалению загрязняющих материалов.
Так к примеру стоимость удаления судна типа Волго-Балт (визуализированное судно, доступное с береговой черты) ориентировочно составит 23 млн. рублей, что сопоставимо с предлагаемой административной ответственностью за несоблюдение требований по удалению затонувшего судна.
С учетом изложенного, проектом федерального закона предлагаются размеры административных штрафов для граждан и юридических лиц, сопоставимые с финансовым ущербом, который может понести федеральный бюджет.
Принятие проекта федерального закона позволит повысить безопасность мореплавания и судоходства на внутренних водных путях, так как предлагаемая административная ответственность будет являться весомым стимулом для судовладельцев осуществить подъем затонувшего судна, которое создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или значительно препятствует осуществлению деятельности в морском порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), а также создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте, в установленные законодательством сроки.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект федерального закона не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые проектом федерального закона решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
Для проекта федерального закона предусмотрен специальный срок вступления его в силу (по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования). Указанный срок требуется для того, чтобы задействованные в обеспечении соответствующего регулирования органы, могли привести свои процедуры, регламенты и правила с учетом новых положений, предусмотренных проектом федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не предполагает увеличения численности, не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.