Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1225491-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 2 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) целью и предметом его регулирования является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, за исключением в том числе садовых и огородных земельных участков. Таким образом, из указанной статьи Федерального закона N 101-ФЗ следует, что его действие распространяется в том числе на отношения, связанные с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств.
Вместе с тем в соответствии со статьями 2, 3, 5 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 112-ФЗ) деятельность личных подсобных хозяйств осуществляется гражданами в целях удовлетворения личных потребностей и не является предпринимательской деятельностью. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Из обозначенных положений Федерального закона N 112-ФЗ следует, что владельцы личных подсобных хозяйств на добровольной основе предоставляют органам местного самоуправления сведения о производстве сельскохозяйственной продукции, объемы которой планируют самостоятельно в целях собственного потребления, используют по своему усмотрению удобрения и средства защиты растений и не обязаны осуществлять сельскохозяйственную деятельность для обеспечения достижения целевых показателей по валовому производству и урожайности сельскохозяйственных культур.
Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации в рамках статьи 13 установлена обязанность землепользователей, землевладельцев, включая владельцев личных подсобных хозяйств, по охране используемых земель, которая включает в том числе поддержание плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защиту их от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, загрязнения и другого негативного воздействия, защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. Также Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены меры по принудительному прекращению договоров аренды или изъятию у землепользователей, землевладельцев земельных участков в случаях использования их не по целевому назначению или если их использование приводит к существенному снижению плодородия земель или причинению вреда окружающей среде, порче земель, а также в случаях невыполнения обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, и в других случаях. Аналогичные меры предусмотрены и Гражданским кодексом Российской Федерации.
По сути, действие положений Федерального закона N 101-ФЗ не должно распространяться на земельные участки, используемые личными подсобными хозяйствами, по аналогии с садовыми и огородными земельными участками. Тем более что, по информации Федерального государственного бюджетного учреждения Государственный центр агрохимической службы "Сахалинский", земельные участки, используемые для ведения личных подсобных хозяйств, практически никогда не включаются в мероприятия по почвенным, геоботаническим и другим обследованиям земель сельскохозяйственного назначения, по результатам проведения которых осуществляется государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, информация о которых предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным гражданам и юридическим лицам в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - законопроект) предлагается не распространять действие Федерального закона N 101-ФЗ на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, используемые для ведения личных подсобных хозяйств.
Далее. Статьей 7 Закона N 101-ФЗ предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков получать в установленном порядке информацию от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния. Установленное право землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков предполагает обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению им такой информации.
Вместе с тем положениями статьи 15 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основании результатов почвенных, геоботанических и других обследований этих земель проводится федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК (далее - ФГБУ), в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель. Помимо этого, ФГБУ составляют план проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и предоставляют его собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу или арендатору земельного участка без взимания платы.
Таким образом, функция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению информации о состоянии плодородия почв и динамике изменения его состояния собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является дублирующей и подлежит исключению из Федерального закона N 101-ФЗ на основании того, что указанную информацию можно получить непосредственно у ФГБУ, формирующих эту информацию.
По информации министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области, наличие данного положения Федерального закона N 101-ФЗ обязывает министерство разрабатывать административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения информации о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния", в то время как данная услуга остается невостребованной. Кроме этого, статьей 4 Федерального закона N 101-ФЗ, устанавливающей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, данное полномочие не предусмотрено.
Законопроектом предлагается внести изменение в абзац четвертый статьи 7 Федерального закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым устанавливается право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков получать информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния не от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (как предусмотрено в Законе N 101-ФЗ), а от федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с порядком, установленным частью 5 статьи 15 Федерального закона N 101-ФЗ.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации либо бюджетов субъектов Российской Федерации.
Председатель |
А.А. Хапочкин |
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.