Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1226031-7 "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края" (далее - законопроект) разработан по предложению Приморского краевого суда в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьями 3, 32 и 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Законопроект предусматривает упразднение малосоставного суда (со штатной численностью трое судей) и создание более крупного по численному составу судей районного суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей-пятой, 132 частями третьей-пятой, 134 частями четвертой-шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, третьей и четвертой, 211 частями первой-третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353-358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Приморского края действует Лазовский районный суд, штатная численность судей в котором составляет три единицы, что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей в случаях временного отсутствия одного из судей или их занятости в рассмотрении других дел.
Кроме того, как следует из анализа статистических показателей работы судов общей юрисдикции Приморского края за последние пять лет, в Лазовском районном суде Приморского края сохраняется устойчивая тенденция, когда служебная нагрузка в этом суде значительно ниже по сравнению с общекраевыми показателями.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит перераспределить и более рационально использовать установленную федеральным законодательством численность судей и работников аппаратов судов, создать судебный район (Партизанский), охватывающий территории двух соседних муниципальных образований.
Из положений части 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (часть 2 статьи 33 указанного Федерального конституционного закона).
При упразднении Лазовского районного суда предлагается сократить вакантную должность председателя Лазовского районного суда, должность "администратор районного суда" (1 единица). Остальные судьи и работники Лазовского районного суда, перейдя после проведения необходимых организационно-штатных мероприятий в штат Партизанского районного суда Приморского края, будут отправлять правосудие в составе судебного присутствия названного суда с местом нахождения в здании действующего в настоящее время Лазовского районного суда (село Лазо Лазовского района). Таким образом, схема размещения районных судов Приморского края, существующие условия доступности правосудия для населения Лазовского муниципального района не изменятся.
Упразднение (ликвидация) Лазовского районного суда Приморского края с одновременной передачей вопросов, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Партизанского районного суда Приморского края не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия, не возникнет оснований и для изменения границ судебных участков мировых судей Лазовского района, хотя потребуется изменение наименования их должностей с учетом названия судебного района.
Предлагаемые в настоящем законопроекте изменения позволят равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей, что в конечном итоге должно будет положительно отразиться на сроках рассмотрения дел.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края" предполагает в связи с передачей полномочий по рассмотрению судебных дел из упраздняемого суда в другой действующий суд Приморского края изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывески на здании суда, замену служебных удостоверений судей и работников аппарата упраздняемого суда, а также предусмотренную законодательством о гражданской службе выплату денежной компенсации одному сокращаемому работнику аппарата упраздняемого суда.
Согласно расчету Управления Судебного департамента в Приморском крае на эти цели потребуется 242 245,87 рублей, в том числе:
133 045,87 рублей - на выплату в соответствии с законодательством о гражданской службе денежной компенсации при сокращении должности администратора Лазовского районного суда Приморского края;
109 200,0 рублей - материальное обеспечение суда (изготовление вывески на здание суда, замена печатей, штампов, номерных бланков).
Эти затраты планируется произвести за счет средств федерального бюджета, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края"
В связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении Лазовского районного суда Приморского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Партизанского районного суда Приморского края" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.